ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

330 3 этап – учитель принимает «вызов»: «Ну, кто лучше напишет, и я с вами» [Толстой, 1989, 272]. 4 этап – чтение учителем получившегося у него сочинения и ре- акция учеников: «Им не понравилось, никто не похвалил» [Толстой, 1989, 272]. 5 этап – ответная реакция учителя: чтобы «успокоить свое литера- турное самолюбие, я стал им рассказывать свой план последующего». 6 этап – увлечение детей, коллективное обсуждение последующе- го сюжета, при этом учитель «не успевал записывать» и только просил «подождать и не забывать сказанного» [Толстой, 1989, 273]. 7 этап – продолжение учениками работы самостоятельно, причем, как отмечает Л. Н. Толстой, это продолжение было так же «хорошо, прочувствованно, верно», как и начало рассказа. При этом Л. Н. Толстой отмечает удивительное чувство меры, гармонии, свойственное некоторым ученикам при создании текста со- чинения. Это чувство изначальное, оно сродни бессознательному язы- ковому чутью, потому что ребенок не может мотивированно ответить на вопрос, почему он выбирает ту или иную художественную деталь, он отвечает: «Так, похоже» [Толстой, 1989, 273]. Л. Н. Толстой считает, что это не исключение, объясняемое та- лантливостью отдельного ученика, не заслуга учителя, который сам является «неплохим» писателем. Дело здесь, по его мнению, в том, что «чувства правды, красоты, и добра независимы от степени развития» (с. 286), что «детский возраст есть первообраз гармонии», что «идеал наш сзади, а не впереди» и «воспитание и образование портит, а не исправляет людей», а потому ребенка «нельзя учить писать и сочи- нять», но можно научить, «как браться за сочинительство» (с. 287). Это «как» и составляет суть методики Л. Н. Толстого. В том, что это именно методика в современном понимании смысла этого слова можно убедиться еще и потому, что соблюдается одно из главных тре- бований к ней – воспроизводимость, не зависящая от таланта учителя и от способностей ученика. Кроме этапности работы над сочинением, Л. Н. Толстой предла- гает несколько методических рекомендаций, обеспечивающих успеш- ность работы по созданию текста: 1. Естественность, серьезность и интересность для ребенка темы будущего сочинения. 2. Предложение в качестве образцов для работы только детских сочинений, потому что они «справедливее, изящнее и нравственнее сочинений взрослых» (Толстой, 1989, с. 288).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=