ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014
329 ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА М. Ю. Барабанова Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого» (Россия) СТАТЬЯ Л. Н. ТОЛСТОГО «КОМУ У КОГО УЧИТЬСЯ ПИСАТЬ, КРЕСТЬЯНСКИМ ДЕТЯМ У НАС ИЛИ НАМ У КРЕСТЬЯНСКИХ ДЕТЕЙ?»: ОПЫТ СОВРЕМЕННОГО ПРОЧТЕНИЯ Эта ставшая впоследствии весьма популярной статья впервые появилась в сентябрьской книжке педагогического журнала Л. Н. Тол- стого «Ясная Поляна» за 1862 год. В статье писатель (и сам в это время практикующий учитель!) да- ет подробное описание разработанной и использованной им методики обучения сочинению. Л. Н. Толстой исходит из следующего постулата: «Главное ис- кусство учителя при изучении языка» и «главное упражнение детей с этой целью» состоит в: 1) «задавании тем», 2) предоставлении их «большого выбора», 3) «указании размера сочинения», 4) «показании первоначальных приемов» (с. 272). Кроме того, писатель отмечает, что ребенка необходимо мотиви- ровать на работу, а для этого, во-первых, объяснить «главное: зачем писать и что хорошего в том, чтоб написать», а во-вторых, понять «ис- кусство выражения жизни в слове» и «увлекательность этого искусст- ва» [Толстой, 1989, 272]. Л. Н. Толстой отмечает, что в его опыте весьма удачным оказался «прием» коллективного сочинения по пословице, и представляет по- этапную реализацию этого приема. 1 этап – предложение учителя «написать на пословицу» без како- го-либо пояснения и комментария 2 этап – недоумение учеников, отказ от выполнения работы по причине неумения и непонимания, обращение к учителю: «Ты сам на- пиши» [Толстой, 1989, 272].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=