ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014
319 затишья после волнения, он, ребенок – его ребенок, который был в ней , вдруг вздрогнул, стукнулся и плавно потянулся и опять стал толкаться чем-то тонким, нежным и острым». Это обстоятельство от- резвляет её и сохраняет ей жизнь, но она с тех пор « перестаёт верить в добро ». Драматизм в том, что она избавляется от своего родившегося позже ребёнка, который фактически спас ей жизнь, и он погибает при переправке в приют. Тема спасения затрагивается в 48 главе I части, на свидании в тюрьме Нехлюдов пытается «загладить перед Богом свою вину» [Толстой, т. 32, 165], Катюша обрывает его «лжеспасение»: «Ты мной хочешь спастись , … Ты мной в этой жизни услаждался, мной же хочешь и на том свете спастись !» [Толстой, т. 32, 166]. Истинная последующая жертва Нехлюдова в его «перенесении» себя в ужас состояния Катюши и других таких же заключённых. Богословский аспект этого «перенесе- ния» в евангельском воплощении Сына в Иисусе Христе, который со- единился с человеческой природой, чтобы человек мог познать божест- венную природу и соединиться с ней. Ин. 17:21 «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино». «В чём моя вера»: «По учению Христа, жизнь вечная продолжа- ется в Сыне Человеческом, и для сохранения ее нужно соблюдать за- коны Христа, выражающие волю Бога для всего человечества» [Тол- стой, т. 23, 397]. В двух моментах романа Толстой открыто говорит о пребывании и действии Бога внутри человека, на примере второго главного героя. В 28-й главе I части (молитва Нехлюдова): «Он молился, просил Бога помочь ему, вселиться в него и очистить его, а между тем то, о чем он просил, уже совершилось. Бог, живший в нем , проснулся в его созна- нии. Он почувствовал себя им и потому почувствовал <…> все могу- щество добра. <…> Это были слезы радости пробуждения в себе того духовного существа , которое все эти года спало в нем.» [Толстой, т. 32, 103]. В 43-й главе I части: «И он сделал это усилие, призывая того Бога, которого он вчера почуял в своей душе , и Бог тут же ото- звался в нем » [Толстой, т. 32, 150]. Таким образом, через евангельские аллюзии в романе, Тол- стой Л. Н. выражает идею богочеловечества, внутреннего присутствия Бога в человеке, и то, как в этом единстве осуществляются и обретают истинный смысл христианские идеи боговоплощения, спасения, вос- кресения. «Круг чтения» за 14 мая (тема «Божественная природа ду- ши»): «Бог живет во всех людях, но не все люди живут в Боге. В этом причина страданий людей. Как лампа не может гореть без огня, так
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=