ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

318 в священные обстоятельства рождения Спасителя. Этот вариант явля- ется не прихотью воображения художника слова, но это часть еван- гельской и библейской сотериологической системности. Новозаветная Мария, ветхозаветная Раав и другие подобные библейские грешники – категория людей, которые сохраняют остатки чуткости к добру и спо- собны цепляться за возможность восстановления, воскресения, желают видеть Свет, идут к Нему и следуют за Ним. Личное осознание и выбор истины человек совершает в разуме, который библейски понимается не как способность производить логические действия в пространстве и времени, но как способность избирать добро и уклоняться от зла. Произведение явилось одним из образцов радикальной Толстов- ской постановки вопроса о христианской культуре, которую, как п о- казывает свящ. Владимир Алексеев, Толстой интерпретировал как «раскрытие в земной жизни Божьего Царства»: «…он только церкви и искал, искал явленного Царства Божьего, Богочеловеческого единст- ва вечного и временного, относительного и Абсолютного» [Свящ. Владимир Алексеев]. Именно идея богочеловечества , выраженная в художественной форме, является стержнем романа «Воскресение», духовное воскресение, взаимное «восстановление» из духовно мёрт- вых Нехлюдова и Масловой. По отношению к богословской позиции Толстого Густафсон не менее шести раз использует термин «обоже- ние» (восточно-христианский теозис ). «Круг чтения» за 16 октября (тема «Божественная природа ду- ши»): «Сознание в себе Бога возможно для каждого человека. Пробу- ждение этого сознания и есть то, что в Евангелии называется воскресе- нием » [Толстой, т. 42, 153]. «Круг чтения» 8 ноября (тема «Бог»): «Бояться Бога хорошо, но еще лучше – любить. Лучше же всего вос- кресить Его в себе» (Силезиус) [Толстой, т. 42, 235]. В романе Тол- стой разворачивает историю зарождения и развития в человеке боже- ственного разума, то есть данной Богом человеку способности избирать добро и отвергать зло, и этим разумом человек учится осваи- вать в жизни принципы Бога, заповеди Христа. Только этот путь по- зволяет человеку вырваться из рамок эгоистичной «животной лично- сти», которая понимает свою жизнь отделённой от других существ. Человек реально начинает жить «духовной личностью», которая дана ему от рождения, от начала своей личной жизни и от начала вселен- ского бытия, то есть от Безначального, от Бога. Продолжение аллюзии на рождение Спасителя находится в 37 гла- ве I части. Катюша видит успешного Нехлюдова в вагоне и хочет бро- ситься под поезд. «Но тут же, как это и всегда бывает в первую минуту

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=