ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

317 ство передаётся как «очень обыкновенная история», так автор говорит о присутствии Спасителя в каждом человеке от рождения. Аллюзии первых глав романа являются композиционным нача- лом, которое объединяет главные идеи романа: творение, рождество и воскресение. Маркер аллюзии («Воскресение») Денотат (Евангелия) Родильница с младенцем обна- ружена хозяйкой в скотной. Иисус рождён в хлеву (Лк. 2:7). Рождение без мужа. Иисуса упрекали, что он рожден от любодеяния (Ин. 8:41). Спасительный приход хозяйки. Приход мудрецов с Востока. Крещение, молоко и деньги. Золото, ладан и смирна. Названа «спасённой». Спаситель. Иисус – «Иегова спасает». Маслова. Христос означает «Помазанный». Имя Екатерина. Αικατερίνη по-гречески означает «вечно чистая» (от καθαρή ), этимоло- гия от «катарсис» – очищение. Καθαρισμός (katharismós) – исправле- ние, улучшение, в НЗ очищение (Евр. 1:3). Таким способом Толстой передаёт личную установку, основан- ную на Евангелии. Во-первых, здесь выражена его личная убеждён- ность в Божественном происхождении и предназначении души чело- века, в «Круге чтения» за 14 февр. он говорит: «В каждом из нас живет Бог. Ничто так не удерживает человека от зла и поможет делать доб- рое, как память об этом» [Толстой, т. 41, 105]. Уже в силу своего рож- дения человек связан с Богом и имеет высшее предназначение. О детях сказано «Таковых есть Царствие Божие» (Мр. 10:14 и Лк. 18:16). Во-вторых, здесь присутствует соотнесение с евангельским текстом Мф. 21:31–31 «истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведно- сти, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему». Поте- ря Катюшей жизненного пути частично объясняется историей её рождения и молодости, в силу её собственных плотских рассуждений. Но с не меньшей определённостью заложена в человеке возможность и путь восстановления своего духовного «Я» во Христе. Толстой как религиозный мыслитель, облекает рождение будущей грешницы

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=