ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

314 в аду могут быть смягчены покаянием грешника перед смертью, мо- литвами церкви и верующих при условии, что умерший был верую- щим человеком. Л. Н. Толстой указывает на стяжательный аспект про- изводимых церковью молитв за усопшего (негативное отношение к плате за этот вид духовно-культовой деятельности). В рамках все- мирной эсхатологии Л. Н. Толстой принимает учение о наступлении «последнего дня» существования человеческого рода, во время кото- рого должен состояться Всеобщий суд и определение окончательной участи людей. Он выделяет следующие признаки наступления «по- следнего дня»: 1) распространение Евангелия Христова во всем мире; 2) необычайные успехи зла и явление на земле антихриста. Личность антихриста рассматривается мыслителем подробно на основе текстов Священного Писания, она может быть приложена к разным историче- ским личностям, социокультурным явлениям. Раскрывая православ- ную церковную традицию о «последнем дне» и Всеобщем Страшном суде, он не разделяет данные представления, но раскрывает их. «Пос- ледний день» существования человеческого рода – Всеобщий суд, день пришествия Иисуса Христа во славе, который будет являться Судьей живых и мертвых. В этот день должно произойти всеобщее и одновре- менное воскресение мертвых и изменение всех живых, после чего нач- нется Суд. Это воздаяние будет полным, совершенным и решитель- ным. Суд будет состоять из Судьи, ангелов и всего человеческого рода, включая «дьяволов» [Толстой, 1957, 286]. Предметами суда бу- дут являться человеческие мысли, слова и поступки. По приговору суда, праведники и грешники будут отделены друг от друга. Он заост- ряет внимание на различных степенях и вечности адских мучений грешников, особенностях воздаяния праведников, которое будет за- ключаться в созерцании Бога, обращая так же внимание на различные степени и вечность блаженства праведников. После Всеобщего суда должно наступить Благодатное Царство Христа, действительного ос- вобождения от греха и смерти. Но сам Л. Н. Толстой не признает вто- рого пришествия Иисуса Христа, ада с вечными мучениями, дьявола- ми и рая постоянного блаженства в загробном мире. Он признает жизнь вечную, воздаяние «везде». «Кончину мира» Л. Н. Толстой ви- дел в изменении и обновлении мироздания посредством огня. Здесь следует отметить, что Л. Н. Толстой не был эволюционистом, который хотел бы постепенного движения истории и мира к вожделенному концу, к Царству Божьему. Приемлемым мыслителю видится оконча- ние мира, прекращение истории и жизни покоящейся на безбожном законе мира.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=