ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

313 цию цельного духовного знания, ярко выраженную в славянофильстве, как считает Е. Д. Мелешко. [См.: Мелешко, 2006, 10–11]. Можно отме- тить, что вера в учении Толстого обладает огромным потенциалом и влиянием на жизнь, духовность, нравственность человека. Рассмот- рение религиозной веры Л. Н. Толстым перекликается с воззрениями в протестантизме на место и роль веры в жизни человека (спасения только верой, вера как мирская аскеза, но основанная на принятии учения о непротивлении злу силой). В этом он отходит от православ- ной традиции спасения. Воззрения мыслителя во многом переклика- ются с учением протестантского теолога П. Тиллиха. Помимо того, что феномен веры является основанием для спасе- ния, он также тесно связан с представлениями Л. Н. Толстого о смерти, конечности бытия мироздания и человечества. Это выразилось в эсха- тологическом аспекте учения мыслителя. Данный аспект учения раскрывается в двух направлениях, которые можно представить как учение о загробной жизни индивидуальной человеческой души (инди- видуальная эсхатология) и как учение о конечности всего мироздания, цели космоса и истории (всемирная эсхатология). В этом плане инте- рес представляет его работа Л. Н. Толстого «Исследование догматиче- ского богословия» (1879–1880 гг.), в которой он описывает эсхатоло- гические представления христианства, но сам в полной мере не признает их. Индивидуальная эсхатология в учении Л. Н. Толстого представлена в рамках следования православного богословия – вера в существование Частного суда сразу после смерти человека и как следствие отрицание католической идеи о Чистилище. Сама смерть понимается им как одна из ступеней целого ряда «изменений, совер- шающихся со всеми», в различных индивидуальных комбинациях [Толстой, 1998, 77], что выражает представления мыслителя об изме- нении формы жизни после смерти. Душа человека без участия тела после смерти подвергается Частному суду, духовно-нравственным ис- пытаниям – мытарствам, которые должна пройти каждая душа на пути к Богу, до окончательного решения участи на Страшном Суде (кото- рый понимается как Всеобщий). Сам «суд» рассматривается Л. Н. Толс- тым как «процесс исследования и вытекающего из него возмездия» [Толстой, 1957, 275]. Особое место занимает воззрения мыслителя на воздаяние после суда праведникам и грешникам. Воздаяние праведни- ков должно заключаться в созерцании Бога, успокоении, рае и т. д. Воздаяние грешников – в мучениях в аду, куда они отходят после смерти и Частного суда. Эти мучения не являются полными, совер- шенными и окончательными, а лишь «предначинательными». Мучения

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=