ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

312 с душой и Богом является одним из ее метафизических начал [См.: Толстой, 1957, 413.]. По мнению Е. Д. Мелешко, проблема веры всегда являлась центральной для религиозно-нравственных исканий мысли- теля. Религиозно-нравственный синтез Л. Н. Толстого берет начало с кардинального переосмысления понятия веры. Уже в первой своей исследовательской работе «Соединение и перевод четырех Евангелий» (1879 г.) он пытается определить сущность истинной веры [См.: Ме- лешко, 2005, 10; Мелешко, 2006, 10]. Религиозный феномен коренится «в единой нравственной основе жизни», общей для всех христианских вероучений, основывается на смысле, «который мы приписываем жиз- ни» [Толстой, 2006, 267]. Мыслитель называет веру «истинной верой» и определяет ее критерием нравственной жизни. В связи с этим вера раскрывается в ее неразрывной связи с делами, поступками человека (вера содействует делам, которые совершают веру «делают веру ве- рою»), раскрывается с ее практической стороны. Без дел вера «это только желание верить во что-нибудь» [Толстой, 2006, 266]. Вера ис- тинная предстает как совершаемое действие, имеющее смысл только в исполнении воли Бога, но не в личном благе. Вера и поступки чело- века коррелируются тем учением, в которое тот верит, актуализация веры, ценностная направленность будут характеризовать истинность веры [См.: Толстой, 2006, 268]. Вера органично вплетается в его уче- ние о непротивлении злу силой, выступает основанием спасения от «погибельной жизни», от дурной мирской жизни [См.: Толстой, 2006, 224, 235]. Вера предстает как моральный критерий, основание для нравственных представлений (добра, зла, блага и т. д.), мотивации че- ловека. Она выступает в качестве мировоззрения, в котором происхо- дит оценка «всех явлений жизни» [См.: Толстой, 2006, 269]. В рамках истинности веры мыслитель затрагивает проблему неверия человека, которое означает для него желание утвердиться в том, чего нет. Это ложная вера. Признаками истинной веры выступают ясность и просто- та, неизменность, отсутствие эгоизма и гордыни, первыми предметами являются человек и жизнь. Существование самой веры не ставиться под сомнение Л. Н. Толстым, но он, как и многие мыслители, при рас- крытии веры не избежал отождествления веры с вероучением, рели- гией. В рамках гносеологической проблематики учения мы видим реа- лизацию такого критерия веры как рациональность. Вера предстает у него как «разумное сознание» человеком смысла своей жизни, ра- зумная вера, первый познающий принцип, духовное знание и сила жизни. Л. Н. Толстой в целом создает свое оригинальное учение о ве- ре, своеобразную «философию веры», продолжающую русскую тради-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=