ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

309 вопоставляет памятку Толстого памяткам, выпускаемым официальны- ми властями. В реальности, толстовская памятка не учит тому, как быть хорошим солдатом. Здесь Л. Н. Толстой бескомпромиссен. Ее цель, в том чтобы солдат перестал быть солдатом. Причина этого но- сит религиозный характер. Лев Николаевич исходит из принципа сво- бодной воли и индивидуальной ответственности человека перед Богом. А, в реальной армии «тебе говорят, что ты должен убивать по- тому, что ты присягал и отвечать за твои дела будешь не ты, а началь- ство» [Толстой, 1901]. Л. Н. Толстой выступает в этих словах всего лишь обычные христианские представления, что человек сам несет ответственность за собственные грехи. Но в контексте памятки – это выглядит крамольно для официального православия. Грех убийства солдатом не может быть целиком перенесен на офицера. Любой чело- век должен, прежде всего, служить Богу, а не людям: «но прежде, чем ты присягал, т.е. обязался людям исполнять их волю, ты уже без при- сяги обязан во всем исполнять волю Бога, того, кто дал тебе жизнь,– Бог же не велит убивать» [Толстой, 1901]. Помимо общих религиозно-философских идей в данной работе Л. Н. Толстой постоянно апеллирует к естественному неприятию чело- веком братоубийства, в смысле убийства своих безоружных сограждан. Данное явление было распространено во время написания «Солдатской памятки» по отношению к рабочим и крестьянам, отсеивающим свои права на достойное существование забастовками и стачками. Офицерская памятка композиционно иная, так как она обращена к людям, которые добровольно сделали насилие собственной профес- сией. Она содержит своеобразное предисловие, в котором Л. Н. Толс- той раскрывает офицерам сущность своей «Солдатской памятки». Л. Н. Толстой справедливо указывает, что при том уровне разви- тия глобализационных процессов война между европейскими народа- ми была бы величайшей нелепостью. Но, к сожалению эта «нелепость» воплотилась в двадцатом веке дважды. Для чего же реально нужна армия по мнению великого писателя». Она нужна для борьбы с безза- щитными людьми внутри отдельной страны. Толстой доказывает это тем, что «правительство не скрывает того, что распределение рекрутов по частям делается умышленно такое, чтобы солдаты никогда не были взяты из тех мест, где они стоят. Делается это с той целью, чтобы сол- датам не пришлось стрелять в своих родных». Особенно данная ситуа- ция оказалась актуальной в Германии, где каждый солдат или офицер формально был обязан убить своих родителей или детей в случаи по- лучения приказа от вышестоящего командира.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=