ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

305 и становится невозможным приближение состояния «муравейных братьев, льнущих любовно друг к другу» [Толстой, 2006, т. 14, 381]. Яснополянский мыслитель предвидел те пороки, которым подвластна общинная форма жизни. Об этом он пишет в письме М. С. Дудченко, где говорит о соблазнах, подстерегающих любую общину, которых никто не в силах избежать. Одним из таких рисков является, по мысли писателя, «ослабление внутренней духовной работы при перенесении всей энергии – усилия – из внутренней области во внешнюю» [Толс- той, 2006, т. 79, 76]. В этом отношении Толстого к коммунам и к самой организации жизни в толстовских обществах сталкиваются два понимания коллекти- визма и пути его достижения. Для мыслителя он должен воплотиться во всем мире, а «устройство маленьких артелей мешает устройству этой большой и настоящей», – пишет Толстой в письме к И. И. Бессонову [Толстой, 2006, т. 79, 76]. Этой «большой артелью», по учению яснопо- лянского мудреца, является то общественное устройство мира, которое живет по Евангельским заповедям, на основе воплощения идеи братской любви, достигаемой взращиванием в себе чувства сопричастности к Бо- гу. Это та конечная цель, к которой должен стремиться каждый отдель- ный человек. Преображение мира возможно лишь через изменение его элементов – людей. Должна произойти революция ненасилия в созна- нии, и только тогда произойдет устроение мировой артели. Путь же к этому идеалу лежит не через общинную форму жизни, а через индиви- дуальную работу над собой – необходимо уединение с самим собой и Богом, чтобы взрастить в себе ростки евангельской истины. И на этом этапе преосуществления жизни внешней в духовную для Толстого вы- ступает идеал «жизни бездомного бродяги, которая свойственнее всего человеку, желающему вполне исполнить учение Христа» [Толстой, 2006, т. 79, 76]. Поэтому для Льва Толстого сознание каждого человека было основой для преобразования и организации коллективного бытия. Для толстовских же коммун, в их концентрированных обществах, эта модель претерпела изменения – здесь детерминантой духовных преоб- разований стало внешнее обустройство жизненного пространства. Толстой, отвечая на письмо А. П. Дюшену – театральному деяте- лю, сочувственно относившемуся к идеям русского мыслителя и выра- зившему желание создать «интернациональное общество христиан» [Толстой, 2006, т. 79, 76], основанное на заповедях Льва Толстого, пи- шет: « …думаю, что не желание людей поступить в общество должно побудить их к исполнению учения Христа, но исполнение учения Христа, его заповедей должно соединить людей не только в небольшое

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=