ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014
294 Ивану Ильичу был приятен только один человек. Это был буфетный мужик Герасим, оценку которому мы слышим от его друга Петра Ивано- вича уже в первой главе повести: «В последнее свое посещение Ивана Ильича Петр Иванович видел этого мужика в кабинете; он исполнял долж- ность сиделки, и Иван Ильич особенно любил его» [Толстой, 1982, 32]. Ивану Ильичу было очень хорошо с ним. Ему не хотелось отпускать его. Философия «приличия» и «приятности», которой он сам жил всю жизнь, теперь им оценивается как ложь. И люди, которые жили этой философией, стали невыносимыми для него. В этой тьме только один Герасим был утешающим светом. Он не лгал, как все остальные. Он целыми ночами держал ноги больного на своих плечах, чтобы барину было легче. Он понимает, что смерть не- избежна в жизни человека и она не приходит, не причиняя страданий и боли. Человеку тяжело перед смертью и на этой стадии жизни чело- век же должен помогать человеку. «Кроме Герасима, Ивану Ильичу казалось, что один Вася понимал его и жалел» [Толстой, 1982, 36]. Подводя итог своей жизни, Иван Ильич старается найти и ощу- тить чистые, радостные моменты пройденной жизни. Мысленно делает экскурс в прошлое, но может вспомнить только детское время, где няня, брат, игрушки. Это было единственное светлое воспоминание в его жизни. «И чем дальше от детства, чем ближе к настоящему, тем ничтож- нее и сомнительнее были радости. И эта мертвая служба, и эти заботы о деньгах, и так год, и два, и десять, и двадцать – и все то же. И что дальше, то мертвее» [Толстой, 1982, 1]. И вывод, который делает герой: «я жил не так, как надо» [Толс- той, 1982, 41]. Но к этому заключению он пришел очень поздно – пе- ред смертью. От этого он мучается и страдает. Его нравственные стра- дания были тяжелее физических. Он погубил всю свою сознательную жизнь: и службу, и устройство жизни, и семью, и интересы общества. В этой жизни были только ложь, лицемерие и обман. К сожалению, поправить уже нельзя. Только перед самой смертью произошел пере- ворот в душе: он забыл всю злобу, стал мягким по отношению к своей семье и от всей души простил всех. Что посеешь, то и пожнешь. Расчетливость и эгоизм как средство достичь высокой карьеры неизбежно отнимают человечность в чело- веке. Вследствие этого появляются равнодушие, самолюбие, бесчувст- венность, обман и сплошная ложь. Где царство этих отрицательных качеств, там не может быть любви, сочувствия, жалости, доброты, ес- тественности, правды. И без любви нет счастья.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=