ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014
289 ложений, первое из которых – заповедь Бога, второе – мысли героя о неоспоримости Евангелия: «А мы ищем остального и, очевидно, не находим его» [Толстой, 1936, 444]. Объединение в одном абзаце Еван- гельского текста и размышлений Дмитрия свидетельствует о реализа- ции четвертого эпиграфа в судьбе героя. Стихи Евангелия и их пере- осмысление героем «рифмуются» с четырьмя эпиграфами, что создает кольцевую рифму. Рассказ о заблуждениях Нехлюдова превращается в историю отпадения от Бога и обретения Его, а жизнь Дмитрия стано- вится притчей о блудном сыне, который «был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лук. 15:32), раскаялся и пришел в Дом Отца своего. Апелляция Толстого преимущественно к Евангелию от Матфея играет огромную роль в «Воскресении»: 1) Евангелие от Матфея «от- крывает» Новый Завет; читая это Евангелие, Нехлюдов по сути впер- вые приобщается к Слову Божьему, изучать которое он будет за пре- делами романа; 2) в Евангелии от Матфея Иисус излагает основные положения Своего учения; усвоив эти идеи, герой становится учени- ком Бога, что и предвещает четвертый эпиграф. В «Воскресении» Евангельские стихи создают 1) каркас, где действуют универсальные «опоясывающие» и «внутренние» рифмы, сопрягающие человека и действительность со Словом Божиим, 2) сложнейшую систему отсылок, христианский гипертекст, позво- ляющий с высоты Евангельских истин воспринять событийную канву романа как иллюстрацию к Слову Божию, 3) притчевый нарратив ро- мана Толстого. Стихи Евангелия в последней главе романа направлены на ретроспективное осознание сюжета. Количество глав каждой части романа оказывается – после рецепции всего произведения – предопре- деленным Евангелием от Матфея. Итак. Воплощенная в «Воскресении» парадигма христианского менталитета свидетельствует о том, что роман Толстого типологиче- ски близок к Евангелию, житийной литературе, к произведениям хри- стианского реализма. Литература 1. Толстой, Л. Н. Воскресение / Л. Н. Толстой // Толстой, Л. Н. Полное собрание сочинений: В 90 т. / Л. Н. Толстой. – М.: Худож. лит., 1936. – Т. 32.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=