ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

288 романа не случайно, а предопределено суммированием чисел 35 и 24. В «Воскресении» 59 глав части первой – «несостоявшаяся» жизнь лю- дей, презревших слово Божие. Согрешив против Бога, люди начинают ненавидеть себя и преображаются. В 5 главе Евангелия от Матфея 48 стихов; в первых двух стихах нет заповедей Христа, а есть слова евангелиста, повествующего о том, что Иисус поднимается на гору и начинает говорить (Мф. 5:1–2); сле- довательно, в 5 главе 6 стихов из 48 не являются непосредственным изложением учения Бога; само же Слово Божие занимает 42 стиха. В части второй романа «Воскресение» 42 главы. В части третьей «Воскресения» 28 глав – столько же, сколько и Евангелии от Матфея. Совпадение количества глав в Евангелии от Матфея и в последней части «Воскресения» перекликается с четвер- тым эпиграфом романа. Переосмыслив Евангельские заповеди, Дмитрий осознал, что че- ловек обязан неукоснительно исполнять их. Эта истина, к которой ге- рой неоднократно приближался в романе, максимально емко выражена в «Воскресении» в притче «О злых виноградарях» (Мф. 21:33–41), данной в пересказе автора-повествователя [Толстой, 1936, 444], кото- рый воспроизводит лишь суть конфликта, когда работники, усомнив- шись в словах Хозяина, стали сеять зло. В стилистическом плане пере- сказанная притча созвучна проповеди; трижды употребленная лексема сад придает винограднику статус пространства, подвластного Богу. Дмитрий много раз попадал под влияние Сада-ноосферы и приблизил- ся к христианскому восприятию Сада в конце романа. После пересказа притчи звучит самый продолжительный внут- ренний монолог Нехлюдова, который ужаснулся тому, как далеко человечество отошло от заповедей Бога. Автор-повествователь пол- ностью разделяет позицию Дмитрия (что проявляется в отсутствии каких-либо комментариев к его речи) [Толстой, 1936, 444]. Мысли Дмитрия приближаются к идеям трактатов Толстого и свидетельству- ют о том, что герой точно интерпретирует Слово Божие, проводя па- раллели между событиями в Евангелии и современностью. В «Воск- ресении» притча о злых виноградарях, выступая как метафора неправедной жизни человечества, дает герою возможность осудить свои ошибки и осознать современные социальные аномалии. Дмитрий наизусть почти дословно цитирует 33 стих 6 главы Евангелия от Матфея: «Ищите Царства Божия и правды Его, а осталь- ное приложится вам» [Толстой, 1936, 444]. В романе этот стих оформ- лен курсивом и вынесен в отдельный абзац, состоящий из двух пред-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=