ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

287 сохраняя разбивку по стихам. Притчу предваряют стихи 21–23, соста- вившие первый эпиграф романа. Повторение Евангельских стихов подчеркивает необходимость исполнять волю Бога. Слова Государя о помиловании (Мф. 18:33) внушают Нехлюдову убеждение, что все должны признать себя виновными перед Богом и отказаться наказы- вать других; эти мысли героя перекликаются с первыми тремя эпигра- фами романа. Размышления Нехлюдова после прочтения 18 главы Евангелия от Матфея даны как авторский пересказ, дважды уступающий место пря- мой речи героя; во внутреннем монологе Дмитрия возрастают отто- ченность и убедительность его суждений [Толстой, 1936, 442]. Герой взрослеет при осмыслении Евангелия; мысли Нехлюдова все больше совпадают с авторскими сентенциями, с проповедническим пафосом Толстого-публициста. У Дмитрия все чаще происходит прорыв из эм- пирического плана в мир Евангельских истин и осознание их примени- тельно к себе и всем людям; заповеди Бога все в большем объеме вхо- дят в душу героя и звучат как часть его внутреннего монолога. Размышляя о неблагополучии социума, Дмитрий апеллирует к наказу Христа, данному Апостолу Петру [Толстой, 1936, 442]. Особенно по- разила Дмитрия идея 18 главы Евангелия от Матфея о великой силе любви. В публицистике Толстой неоднократно писал, что «Бог есть любовь»; к этому же убеждению он привел своего героя, читавше- го Евангелие. Нехлюдов возвращается к началу Евангелия от Матфея и перечи- тывает его вплоть до главы 5, содержащей Нагорную проповедь, где в четырех стихах Иисус оспаривает сложившиеся представления, опровергает мнения древних пророков (Мф. 5:31; Мф. 5:33; Мф. 5:38; Мф. 5:43) и излагает в 24 стихах Свое учение. Перечитав Нагорную проповедь, Нехлюдов впервые увидал в ней заповеди, при установле- нии которых можно достичь Царства Божия на земле [Толстой, 1936, 443]. При переосмыслении Евангелия от Матфея герой подумал о всеобщих прегрешениях перед Богом, увидел неприглядность со- циума и ясно представил себе, что было бы, «если бы люди воспиты- вались на этих правилах, и давно не испытанный восторг охватил его душу. Точно он после долгого томления и страдания нашел вдруг ус- покоение и свободу» [Толстой, 1936, 444]. Прочитанные 35 стихов 18 главы Евангелия от Матфея подвигли героя к дальнейшему поиску ответов на вопросы бытия; 24 стиха На- горной проповеди привели Дмитрия к переоценке прежней жизни и желанию исполнять заповеди Бога. Количество глав в части первой

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=