ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014
286 Когда же Евангелие цитирует старик-раскольник, его слова не могут наставить людей на истинный путь. Исповедуя амбициозную теорию идеологической самодостаточности, старик заявляет, что надо не молиться Богу, а верить себе, и сравнивает свои мытарства с гоне- ниями Христа. Демонстративная отстраненность раскольника от право- славной веры вызывает у мужиков недоумение; ямщик называет его не- христем, бродяжкой непутевым. Встретив раскольника в тюрьме, Дмит- рий обескуражен тем, что старик огульно осуждает всех за отказ бороться с Антихристом и не пытается приобщить людей к своей вере. Раскольник только на словах проповедует учение Бога: у старика нет доброты к лю- дям и желания их прощать. В дальнейшем Дмитрий не вспоминает о ста- рике-лжеучителе и еще напряженнее размышляет о жизни. Поражение при апелляции к Евангелию терпит английский мис- сионер, который сказал арестантам несколько реплик по-английски, не цитируя Евангелие; видя ужасы тюрьмы, миссионер повторял лишь: «All right», и шедший за ним Нехлюдов почувствовал усталость и без- надежность. Безрезультативность попытки англичанина наставить за- ключенных на путь истинный была предопределена 1) наличием язы- кового барьера, 2) изначальной укорененностью толстовских просто- народных героев в православии, 3) попыткой миссионера подменить текст Евангелия проповедью. В последней главе романа уставший ходить и думать Нехлюдов начинает читать Евангелие, что для героя становится и откровением, и припоминанием тех мыслей, которые он передумал за время своего духовного взросления. Сначала герой прочитал 18 главу Евангелия от Матфея, состоящую из 35 стихов; 33 стиха 18 главы полностью воспроизведены в романе. При чтении 18 главы Дмитрий трижды прерывался на осмысление прочитан- ного. Нехлюдов согласился с прочитанным 4-ым стихом, вспомнив, как «он испытал успокоение и радость жизни только в той мере, в которой умалял себя» [Толстой, 1936, 440]. Стихи с 7-го по 10-й показались герою неясными, хотя и очень хорошими. Евангельские стихи обладают особой глубиной, до восприятия которой предстоит возвыситься Нехлюдову. Далее исчезает какое-либо непонимание героем Евангелия. В третий раз воспроизведенные мысли Нехлюдова при осмыслении 18 главы содержат бо́ льшую отсылку к Евангелию, и герой думает о преступности социума. Для Нехлюдова картина жизни России конца XIXв. становится материа- лом для постижения Божьих законов. Завершает 18 главу Евангелия от Матфея притча о том, как Госу- дарь простил злого раба (Мф. 18:21–35). Толстой цитирует эту притчу,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=