ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

285 и ограблен купец Смельков; 15 февраля, в день памяти святого Апо- стола Онисима, которому в 109 г. усекли голову мечом, была проведе- на патологоанатомическая экспертиза Смелькова; 5 июля, в день празднования Преподобного Сергия Радонежского, была назначена отправка партии арестантов; 17 августа, в день памяти святого муче- ника Мирона, из записки Нехлюдова стало известно, что Неверов по- весился в Казани в сумасшедшем доме. Толстой не напоминает са- кральный смысл этих дат, но их выбор не случаен: накануне и сразу после указанных дат в церковном календаре нет праздников. В «Вос- кресении» дни поминовения церковью мучеников за веру – немой укор людям, забывшим церковные праздники и продолжающим чинить без- законие. Исключение в череде безбожных людей – старушка в тюрем- ной камере, которая истово молится Богу. По Толстому, циклическое время Масленицы, Вознесения и Вос- кресения в большей степени указывают людям истинный путь к ду- ховному преображению. У Нехлюдова с Масленицей связано одно из самых светлых воспоминаний: в Масленицу, возвращаясь с охоты, герой пережил пантеистическое единение с миром, и у Дмитрия исчез- ли упреки и страхи. На Вознесение герой поцеловал в саду Катюшу, и чувство молодых людей было прекрасно и целомудренно. На Пас- хальной службе в Паново герой увидел благостные лица крестьян, мо- лившихся истово и страстно, и душа Дмитрия преисполнилась цело- мудренной любовью, восторженным принятием всего сущего, что станет залогом воскресения Нехлюдова в конце романа. В «Воскресении» огромную роль играют четыре эпиграфа из Евангелия. В первых трех эпиграфах (Мф. 18:21; Мф. 7:3; Ин. 8:7) го- ворится о необходимости прощать оступившегося и видеть собствен- ные грехи, в четвертом (Лук. 6:40) – о необходимости стать достой- ным учеником Бога. Эпиграфы в «Воскресении» выступают как план- конспект, средоточие религиозно-философской проблематики вторич- ного, детерминированного Евангелием сюжета романа; а потому каж- дое событие в жизни героев оценивается в двойной перспективе – эм- пирического и христианского. После суда над Масловой Нехлюдов, испытав омерзение к своим грехам, перестал презирать соблазненную и брошенную им Катюшу, испытал вину перед собой и ней,– и в мыслях героя прозвучал отчасти видоизмененный второй эпиграф романа: «Только бы <…> успеть увидать бревно в своем глазу, как бы мы были добрее» [Толс- той, 1936, 326]. Эпиграфы к роману многократно предопределяют не- хлюдовское неприятие как бы заново увиденных социальных изломов, и герой приближается к осознанию Слова Божия.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=