ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

280 сказать, что может быть полезно людям в области внутренней, внеш- ней политики, экономической жизни и, главное, религиозной, все, что разумно, то не допускается <…> Остается забава детская. “Играйте, играйте, дети. Чем больше играете, тем меньше возможности вам по- нять, что мы с вами делаем”» (55; 6–7). И собирается амуниция для боевиков, поддерживается их воинственный настрой, прицеливаются в своих же юнцы, продавшиеся за гроши, цветущий прежде Юго- Восток Украины как Сталинград после праведной битвы с врагом, а тем, кто нарушает табу и вторгается в запретное поле правды, угото- вана расправа. Духовный код отечественной культуры, обеспечивающий внут- реннюю целостность национального характера как Всего и части Все- го, не может быть откорректирован вмешательством извне – дости- жением европейских стандартов обустройства при национальных категориях миропонимания, что заведомо обречено и невыполнимо: «В Европе искали спасение в парламентаризме, не нашли. Но состави- лось предание. Мы, страдая от того же, от чего страдала тогда Европа, берем то средство, которое там оказалось недействительным <…> в Европе основа – насилие, ложь» (56; 219). Тщетность возлагаемых на европейский выбор надежд была понятна еще лирическому герою Пушкина, воплотившего ситуацию обретения национальной идентич- ности и выхода из-под западного покровительства, способного разде- лить единные народы: Ты просвещением свой разум осветил, Ты правды чистый свет увидел, И нежно чуждые народы возлюбил, И мудро свой возненавидел [Пушкин, 1977, 357]. Призрачность инородных чужеродных национальному самосоз- нанию европейских ориентиров была отвергнута Толстым под впечат- лением от личной встречи с Европой: «Нужны более общие идеи, чем идеи <…> государства – идея поэзии, и ее не уловишь в Америке и в образующейся новой Европе» (48; 29), в которой все более активно утверждался критерий рентабельности нравственных усилий и челове- ческой состоятельности. Если в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность» Толстой воплощает становление полноты внутреннего раз- вития национального характера, осознающего себя Всем и частью Все- го, то итоги духовной биографии князя Андрея Болконского, воспи- танного вне контекста духовной традиции отечественной культуры

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=