ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

279 и интересах, подобно Анне Карениной, которая ограничила себя испе- пеляющей страстью вожделенных помышлений. Уроки толстовской антропологии еще предстоит повторять и усваивать как духовную кон- станту поведения человека в условиях усложняющихся переменных современных условий, когда убийцами славян становятся не террори- сты со стороны, а выходцы из них же, о чем, как о военном преступле- нии утративших человеческий облик второго акта «оранжевого» спек- такля, говорил в Киеве 12 мая 2014 г., уже после Одесской трагедии и расстрела Дня Победы в Мариуполе, коммунист П. Симоненко: «Расстреливают мирное население, а представляют это как “благотво- рительную акцию” в борьбе за интересы народа» [Сов. Россия, 7] 1 . В статье «Христианство и патриотизм» Толстой приводит доказа- тельства массового расстройства психики в атмосфере квазипатриоти- ческой шумихи по случаю заключения франко-русского союза и при- бытия в Тулон с ответным визитом в 1893 г. русской эскадры кораблей: «Появлялись случаи и ясно выраженного бешенства. Так одна женщина, одевшись в платье из цветов французско-русского фла- гов, дождалась моряков <…> и с моста прыгнула в реку и потонула» (39; 35). Взбудоражившая общество незадолго до освещаемых событий невменяемость горстки сектантов-малеванцев из Киевской губернии, поверивших в коней света и бросивших работу, блекнет по сравнению с духовной разбалансированностью внутреннего мира масс, не усто- явших под воздействием средств для обработки сознания: «Последст- вия же от эпидемии (психопатической.– А. К .) тулонско-парижской <…> могут быть и должны быть ужасны» (39; 38). Толстой свидетель- ствует, как нравственные пустоты и мнимости и величественные безд- ны и миражи самодовольства и желанного успеха заполняются коллек- тивным бессознательным, низводящим человеческую природу едва ли не до физиологических отправлений, как, например, ослепленного правом распоряжаться обозного офицера, от которого спасает лекар- скую жену князь Андрей, не попавший под власть толпы и сосредото- ченный на мыслях о подвиге. Также немаловажно и то, что Толстой указывает на расчеловечи- вающий характер информационной войны и блокады: «Все, что нужно 1 Тяготение к виртуальным сферам и мистериальным видениям новых смыслов затронуло и российских подростков, коль в отрадненской школе № 263 г. Мо- сквы десятиклассник средь бела дня расстрелял в упор троих взрослых , в том числе и своего учителя, но «в Сети о Сергее Гордееве хотят говорить, там го- товы им восхищаться и, что самое жуткое, подражать» (Люльчак Е. «Гирой нашева времини» // Огонек. М., 2014. № 5. С. 11).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=