ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

278 дов русских, со своим народом, русским по духовным корням, и при- общение к фашистской аксиологии! И поэтому Толстой – активный участник современных споров и дискуссий о национальном самосоз- нании как «высшем свойстве человеческой души», из которого «выте- кает нравственное чувство и нравственное усилие» (38; 409). Оголтелый приступ патологической русофобии, и шире – челове- коненавистничества, не мог произойти в Русском мире без участия социологов, политологов, а также антропологов. И в связи с этим, ко- гда многие из верхов и низов готовы ринуться в обетованную «палату №6», духовный опыт Толстого, пристально вглядывавшегося в судьбу Русского мира, религиозно-философски постигая и художественно освещая благодатный путь укорененного в отечественной традиции русского человека, позволяет аналитически уяснить свершившееся и предостеречь от грядущих катаклизмов национальное самосознание и Русский мир, не допустив дальнейшее распространение «обыкно- венного» фашизма. Человек, по Толстому, воспринимает себя состоявшимся как часть Всего, исчезая с социального горизонта и ощущая соприрод- ность миру Божьему, но войти во Все возможно лишь реализовавшему свой духовный потенциал: «То, что я называю своею жизнью, есть сознание Божественного начала, проявляющегося в одной части Все- го» (55; 256). Антропологические воззрения Толстого не что иное, как константа духовных исканий художника и мыслителя на протяжении всего творческого пути. Начиная вести Дневник, Толстой в поисках своей линии жизни выходит на уровень понимания становления на- ционального характера: «<…> образуй твой разум так, чтобы он был сообразен с целым, с источником всего, а не с частью, с обществом людей; тогда твой разум сольется в одно с этим целым, и тогда обще- ство, как часть, не будет иметь влияния на тебя» (46; 4). Поражает мудрость расстановки акцентов 19-летним юношей Толстым: дабы не оказаться игрушкой в чьих-то нечистых руках, необходимо довериться исконным приоритетам, преломляющимся в культурной традиции на- ционального самосознания, что упущено нами в начале XXI в., но ос- тавалось в контексте раздумий наставника человечества, утратившего в начале ХХ в. истинность ориентиров: «Человек знает только то, что он Все и вместе с тем отдельное существо» (57; 115), которое таки не может быть использовано в чьих-либо корыстных и весьма сомни- тельных интересах. В нарушении духовного баланса внутреннего мира человека как Всего и части Всего усматриваются истоки трагической несостоятельности сосредоточившихся лишь на своих ощущения

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=