ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014
277 А. С. Кондратьев Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Липецкий государственный педагогический университет» (Россия) ТВОРЧЕСТВО Л. Н. ТОЛСТОГО И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ Русская весна 2014 г. и кризис Русского мира, проявившийся в его украинском аспекте, со всей очевидностью актуализировали в гуманитарном знании настоятельную потребность сохранения ду- ховного кода отечественной культуры, когда мирных жителей объяв- ляли террористами, а вступившее на путь нравственного самоопреде- ления поколение «приводили в состояние нерационального мышления и экстаза» [РФ сегодня, 25]. Так, совращенная мистическим дурманом молодежь начала скакать, да и власть прошла через уготованное ею же испытание невиданным помрачением ума: скандально известный де- путат Верховной Рады Украины Олег Ляшко отметился в 2011 г. по- пыткой провести в здании парламента корову, а в июне 2014 г. пригро- зил расстрелом лидеру компартии Петру Симоненко, что повлекло за собой предложение освидетельствовать распоясовавшегося радикала, блуждающего как в нравственном, так и социальном, неведении и прельщенного демократической вседозволенностью. Киевский до- цент-филолог А. Яровой, очевидец исхода украинской культуры, дает однозначную оценку закономерным последствиям разрушительных влияний на человека расщепляющих сознание методик и технологий: «События майдана можно назвать массовым психозом <…> безумием» [Лит. газета, 9]. Разве не безумие повторение инициированного Пет- люрой хаоса беззакония и террора в год 350-летия Переяславского со- глашения Богдана Хмельницкого с Москвой! Еще в начале ХХ в. Толстой указывал на трагическую предопре- деленность деформации духовных доминант человеческой природы: «И люди <…> в таком <…> непрестанном восхищении от самих себя, что не только не видят, не хотят, не могут видеть своего безумия (кур- сив наш.– А. К .), гордятся им, ожидают от него всяких великих благ и в ожидании этих великих благ все больше и больше опьяняют себя все новыми и новыми затеями <…> и все дальше и дальше завязыва- ют в <…> неразрешимых противоречиях» [Толстой, 1936, 401]. Уже куда более абсурдным может быть размежевание Киева, матери горо-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=