ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014
275 Нужно учитывать, что в случае персонификации стандартных ожиданий и их проекции от конкретного человека может развиваться гендерный межличностный конфликт. Возьмем другой пример из романа, Константин Левин совер- шенствует свой идеал жизни и приводить свою собственную жизнь в полное соответствие с этим идеалом. Отсюда бурная практическая и духовная деятельность Левина. В результате – на каждом шагу он сталкивается с ужасной путаницей, царящей и в реальной жизни, и с неразберихой во взаимоотношениях между вне его лежащёй жизнью и его представлениями о ней. По представлениям Левина, человек может и должен переделы- вать не внешние условия, а именно самого себя. Он так и поступает. Но, переделывая себя, он натыкается на внешние условия, как на вели- чайшее препятствие к самовоспитанию. То, что он занят переделкой условий лишь своей собственной жизни, не мешает тому, чтобы его опыт приобрел общее значение; Левин все время примеривает свою практику практике других помещиков. В конце концов и книга о сель- ском хозяйстве, над которой он работает, возникает из его размышле- ний над общим вопросом об отношениях помещика и крестьянина. Он больше озадачен в первую очередь тем, каким образом чело- век может биться за самого себя как человека. В отношениях Левина к этому миру, к миру его усадьбы, есть и другая сторона – не собственная, а человеческая: этот мир он назы- вает своим не только по праву собственности,– но и потому, что как он представляет его себе, это мир простой и естественный, чуждый лжи и обмана, что в этом мире все подчиняется здоровой и единственной законной потребности – потребности жить. Привычный мир завора- живающе подействовал на Левина: путаница понятий, возникшая в Москве, рассеивалась как туман. Духовная искания Левина продолжались. Среда, к которой он принадлежал по рождению и воспитанию, все ещё сохраняла над ним большую власть. Но чем далее, тем более настойчиво стремился он избавиться от этой власти, а потому все пристальнее присматривался к жизни простых людей, возведя ее в идеал, хотя ещё и не мог слиться с этим идеалом. Мы взяли для рассмотрения не совсем традиционное сочетание: чаще Анну Каренину рассматривают в столкновении либо с Карени- ном, либо со светским обществом, либо в её все более запутывающих- ся отношениях с Вронским. Посмотрим же в заявленном аспекте на Анну и Левина. Каждый из них ищет себя и счастья. Но есть сущест- венное отличие.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=