ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

273 С другой стороны, обязанности мужа перед женой – т. е. мужская роль – таковы: содержать, покупать наряды и украшения, охранять, обучать, одаривать доверием, любовью и нежными словами, никогда не расстраивать её. Мужчина, сумевший приобрести любовь целомудренной женщи- ны, преуспел в постижении Веры и обладает всеми добродетелями. «Самое ценное, что мужчина может дать женщине, это свою Си- лу, образ своего Духа и образ своей Крови… Мужчина, передавая же- не образ своего Духа – качества своей Живы и образ Крови – качества своей Породы, берёт её под покровительство своего Рода, наделяет её Женской Долей – способностью Любви к мужу и детям, и раскрывает её Родовую Память – интуитивное прозрение накопленного опыта своих и её предков по женской линии о создании в семье Любовных взаимоотношений и поддержании лада в доме» [alpha-omega.su]. Возможно о похожем распределении гендерных ролей в семье размышлял и Л. Н. Толстой. Работу над «Анной Карениной» он начал в 1873 году и закончил спустя 4 года с небольшими перерывами. Л. Н. Толстой неоднократно высказывался с раздражением об этом романе, на успех которого он не надеялся. На такое отношение к ро- ману подействовало глубокие изменения в мировоззрении писателя. Первоначально его захватил сам сюжет о неверной жене, характери- зующий распад нравов в высшем светском обществе (стоит вспомнить сказанное выше об обязанностях женских). Роман пережил 4 редакции прежде, чем получил окончательное название – «Анна Каренина». Но лишь в четвертой, развернув тему Облонских, Л. Н. Толстой остав- ляет темы Анны и Левина как бы сами по себе, но освещает каждую из них светом другой. Перед нами две человеческие судьбы, оказавшиеся в трагических ситуациях, и если героиня романа погибает, то герой не сдается и ищет пути выхода из трагической ситуации. Из редакции в редакцию порт- рет героини претерпевает изменения: из пошлой женщины в женщину с «добродушной улыбкой красных губ, так что она могла нравиться» [Толстой, 1985, 43]. В ходе работы над романом автор все решительнее становиться на сторону героини. Судьба Анны постепенно вырисовывается как трагиче- ски безысходная. При этом внешне, формально она одна остается винова- той, а её муж – целиком прав. Это была трагедия столкновения живой и каждую минуту пульсирующей жизни с окаменевшимиеё формами. Конфликт Анны с мужем – гендерный конфликт. Он проявля- ется в столкновении интересов или целей в области восприятия

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=