ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

27 Г. В. Алексеева Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л. Н. Толстого “Ясная Поляна”» (Россия) АМЕРИКАНСКИЕ АВТОРЫ В ЛИЧНОЙ БИБЛИОТЕКЕ Л. Н. ТОЛСТОГО: ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА И ЖИЗНИ Обращение Л. Н. Толстого к произведениям американской лите- ратуры обусловлено, в целом, прежде всего общей этической направ- ленностью литературного процесса XVIII–XIX веков, тенденцией, соз- нававшейся молодым Толстым порой на интуитивном уровне, стихийно, позднее – оформившим ее теоретически в целом ряде трак- татов и обращений. Но намечаться это динамичное единство нравст- венно-эстетических исканий писателя стало еще в 1840–1850-е годы, и процесс постижения Толстым американской литературы во всем ее многообразии убедительно это показывает. Этот процесс не может исследоваться вне культурно-исторического контекста эпохи с ее от- ражением в произведениях Толстого и американских авторов. В 1897–1898 годах Толстой завершил работу над трактатом «Что такое искусство?», где четко сформулировал свое определение того, что есть искусство истинное. К этим идеям писатель шел на протяже- нии всей своей жизни, что особенно ярко проявилось в выборе лите- ратурных пристрастий, приверженности американской литературе и философии, начиная с ведения Франклинова журнала и кончая зна- менитым обращением к американскому народу от 21 июня 1900 года, где выделена «блестящая плеяда» американских писателей. Личная библиотека Толстого с собранием книг американских авторов отража- ет процесс формирования углубленного интереса к литературе Нового Света, и его никак нельзя признать случайным. Спектр интересов ока- зывается чрезвычайно широким: от сочинений Коттона Мэзера и Бенд- жамина Франклина до писателей социалистической ориентации начала века. В орбиту пристального интереса попадали не только художествен- ные произведения американских писателей, но также и произведения документального, публицистического жанра. Теодор Паркер, столь высоко почитаемый Толстым, писал: «Американскую литературу можно было бы подразделить на 2 категории – вневременную, сущест- вующую в виде книг, которые порой выдерживают не одно издание, и сиюминутную, в виде речей, памфлетов, обозрений, газетных статей и тому подобных откликов на злобу дня. Так вот, первая из них выхо-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=