ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

268 жизни, новые средства сдерживания, новые регуляторы отношений, которые не только не допустят приближения угрозы самоистребления человечества, но и создадут наилучшие условия для прогресса и про- цветания мировой цивилизации. Таким действенным принципом выживания и плодотворного раз- вития мировой общественной мыслью признан сегодня принцип гума- низма – ставящего в центр человека, как высшую ценность, и его бла- го. Достигается же оно гуманностью, чутким и бережным (добрым, по Толстому) отношением к человеку, терпимостью, ненасилием. Именно об этой этике толерантности, взаимоуважения, компромисса и гуман- ности говорил Л. Н. Толстой. Таким образом, Толстой ещё на заре раз- вития отечественной индустриальной цивилизации выдвинул (быть может, ещё более актуальный сегодня, в эпоху становления информа- ционной цивилизации) принцип гуманизма как наиболее эффективный принцип изменения сознания и выживания человечества. Гениальный провидец Толстой понимал, что путь изменения и совершенствования общества начальной и конечной своей инстанци- ей имеет человека как главного субъекта деятельности. И обеспечить любые изменения может только изменённый человек, обретший истинные цели и смысл жизни. Л. Н. Толстой видел их в развитии духовности, что и сегодня провозглашается как важнейший аспект формирования личности, а отсутствие её – как серьёзный камень пре- ткновения, преграда для развития полноценного гармоничного об- щественного мировоззрения и полноценной культуры общества, спо- собного строить высокую и жизнестойкую цивилизацию. Острейшим вопросом в нашем Отечестве в настоящее время стал вопрос нравственности и её формирования. А ведь именно Л. Н. Тол- стой утверждал, что истинный прогресс общества – это прогресс доб- родетели, и из этого следует, что цель жизни человека – уяснение «нравственной истины», «нравственных законов». Развитие общества возможно лишь как развитие высоконравственное. Важнейшей же нравственной категорией мыслитель считал категорию добра – кото- рой так не хватает нашему обществу. Поэтому Толстой-педагог ут- верждал, что важнейшей задачей воспитания, образования является формирование духовного, нравственного человека, что основой обра- зования, как и любой науки, искусства, всей культуры, должно стать учение о духовности, нравственности и нравственном прогрессе. На- правление развитию культуры, считал Толстой, должны давать рели- гия и нравственность. И сегодня в обществе активно растет убежден- ность в том, что как образовательная система, так и церковь должны

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=