ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

264 коннотации, т. к. языческие боги перешли в разряд демонов только с точки зрения церкви. А. М. Ранчин, напротив, не считает Лысые Горы князей Болкон- ских святым местом, поскольку жизнь в усадьбе «далека от праведно- сти, полна скрытого недоброжелательства и раздражения», даже грехов- на («связь старого князя с мадемуазель Бурьен») [Ранчин, 2005, 34–38]. «Словосочетание «Лысые Горы» ассоциируется с бесплодностью (лы- сые) и возвышением в гордости (горы, высокое место)» и связано, по мнению исследователя, с Лысой горой – местом шабаша ведьм. Другим компонентом с символическим значением, репрезенти- рующим концепт «дворянская усадьба» в романе Л. Н. Толстого, явля- ется слово «дверь». Этот символ в большей степени связан с образом Андрея Болконского, которому по замыслу автора суждено оказывать- ся на границе двух миров и при прямой номинации (дверь в кабинет отца, комнату Лизы, сына), и переносной (между жизнью и смертью, душевным покоем и страданием и пр.). Напр.: «Прекрасные глаза его светились умным и добрым, непри- вычным блеском, но он смотрел не на сестру, а в темноту отворенной двери, через ее голову» [Толстой, 1991, 123]. «Князь Андрей встал, подошел к двери и хотел отворить ее, дверь держал кто-то. <…> Князь Андрей подбежал к двери: крик замолк, но послышался другой крик, крик ребенка» [Толстой, 1991, 370]. «Вдруг ему показался за дверью какой-то странный звук. На него нашел страх: он боялся, не случилось ли чего с ребенком в то время, как он читал письмо. Он на цыпочках подошел к двери детской и отворил ее» [Толстой, 1991, 427]. «Он встает и идет к двери, чтобы задвинуть задвижку и запереть ее <…>. Он ухва- тывается за дверь, напрягает последние усилия – запереть уже нельзя <…>, дверь отворяется и опять затворяется» [Толстой, 1991, 428]. О. В. Ланская полагает, что дверь в художественном тексте Л. Н. Толстого «представляет не только границу в пространстве дома, но и символизирует разные человеческие чувства (волнение, сопере- живание, неуверенность, надежду, ожидание), «воспринимается как символ неизвестности, страдания, сострадания, горя», а также репре- зентирует архетипическую оппозицию «жизнь – смерть», «свой – чу- жой» [Ланская, 182–183]. И. Виницкий, напротив, считает, что двери в романе Л. Н. Толс- того означают «переход и возвращения из своего в свое же – вплоть до окончательного ухода героя в свою смерть», т. к. они разделяют пространство родного дома. В свою очередь, взволнованное ожидание князя Андрея Болконского у двери по символической роли эквива-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=