ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

263 окружающей действительности» [Алефиренко, 2013, 134]. Ср. также: «Языковая картина мира» – одна из форм репрезентации концептуаль- ной картины мира. Это зафиксированная в языке и специфическая для данного языкового коллектива схема восприятия действительности, то есть своего рода мировидение через призму языка» [Рожков, 2007, 16]. В художественном тексте воплощается отличающаяся сущест- венным своеобразием индивидуальная картина автора произведения (индивидуально-авторская картина мира). При восприятии художест- венного произведения происходит взаимодействие двух и более инди- видуальных картин мира – писателя и его читателей. И поскольку особенность интерпретации художественного текста во многом опре- деляется жизненным, личным опытом читателей, их нравственными ценностями, фоновыми знаниями, культурной и языковой компетент- ностью, то при толковании отдельных элементов художественного пространства текста неизбежны разночтения. Ср.: «Слова-концепты художественного мира вряд ли могут быть четко и безоговорочно оп- ределены и описаны, в их концептосфере согласно законам порожде- ния и восприятия текста может быть множество личностных смыслов» [Бабенко, 2004, 208]. Проследим сказанное на примере различий в трактовке слов- символов, вербализующих концепт «дворянская усадьба» на страницах романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Анализируя символику названия имения Болконских Лысые Го- ры, Е. Н. Полтавец наделяет усадьбу значением священного простран- ства. По утверждению исследователя, словосочетание Лысые Горы представляет собой перифраз слова Голгофа («череп»). Для христиан гора – святая земля, поскольку это место наиболее приближено к небу, вершиной космической горы является Голгофа. “Христианское бого- словие связало Голгофу с черепом Адама, провиденциально оказав- шимся прямо под крестом, чтобы кровь Христа, стекая на него, телес- но омыла Адама и в его лице всё человечество от скверны греха…» [цит. по Полтавец, 2004]. Гора во многих религиозных традициях сим- волизирует «путь духовного восхождения», «высоту духа», «отшель- ничество», «связь неба и земли», «место откровения», «крест» [Пол- тавец, 2004]. В то же время Е. Н. Полтавец прослеживает и связь названия усадьбы Болконских с фольклорным образом Лысой горы – колдов- ским, волшебным пространством, местом шабаша ведьм, языческим капищем. Однако и языческий аспект символики названия усадьбы, по мнению исследователя, позитивен и не несет никакой отрицательной

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=