ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

257 чередуясь, а не текут сплошным потоком; каждая сцена как бы замк- нута своими пределами, художественно насыщена и может быть вос- принята вне всего остального» [Эйхенбаум, 2009, 49]. В ситуациях, где выделяется только часть сцены, отмеченная концентрацией исследуемых предложений и другими темпоральными маркерами, это может быть связано уже не с событием, а только с его частью, причем именно с точки зрения наблюдателя – персонажа. Ак- туализируется перцептивное время, границы ситуации могут быть обусловлены границами поля зрения конкретного персонажа, связа- ны со сменой носителя точки зрения. Такие текстовые фрагменты внутри сцены мы определяем как эпизоды (крещение Николеньки, пе- реправа через Неман и др.). Его границы маркируются сменой субъек- та наблюдения. Наряду с основным делением на сцены и эпизоды, могут выде- ляться денотативно более мелкие части – фазы изображения . Их осо- бенность состоит в том, что радиус действия СППв в них распростра- няется или на собственно прямую речь, или на соседнюю реплику- высказывание, или на многокомпонентное сложное высказывание. Це- левой установкой автора при этом, как правило, является анализ микро- ситуации, внутреннего состояния персонажа.На синтаксическом уровне фаза изображения представляет собой, как правило, расширение слов автора в конструкции с прямой речью или межрепликовое высказыва- ние, может являться частью простой или сложной диалогемы: – А, вот как! – сказал он [князь Андрей. – Ю. П. ] . – Какими судь- бами? Вот не ждал. В то время как он говорил это, в глазах его и выражении все- го лица было больше чем сухость – была враждебность, которую тотчас же заметил Пьер. Таким образом, текстовой зоной СППв в романе является ситуа- ция с временной доминантой, в основе которой лежат разные функ- ционально-композиционные типы речи (ДТР, ИТР, СТР). В текстовых ситуациях, основой которых является ДТР, выделяются сцены, эпизо- ды и фазы изображения. Вариативность их границ мотивирована не- равномерным течением времени, вовлечением в сюжет разного коли- чества персонажей, различной ролью и радиусом действия СППв, наложением сюжетных линий, сопряжением индивидуальных времен- ных систем персонажей.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=