ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

256 ориентация на сюжет, на его событийную составляющую. Текстовая ситуация с временной доминантой, как правило, связана с каким-то значимым событием. При этом границы определяются исчерпанно- стью этой событийной линии (подчас маркируются глаголами вошел, ушел, встретились, простились ) и сменой самих участников событий (персонажный фактор), их наличием или отсутствием в другой сцене. Текстовая ситуация может развертываться с ориентацией на мо- дели разных функционально-композиционных типов речи [Ильенко, 2003, 356], которые мы понимаем, вслед за С. Г. Ильенко, как «тексто- вые сегменты, типизированные в темпорально-функциональном и ком- позиционно-языковом отношении» [Ильенко, 2003, 458]. На основе темпорального критерия были выделены такие функционально- композиционные типы речи, как демонстрационный (ДТР), информа- ционный (ИТР) и сентенционный (СТР). ДТР «связан с показом действительности, с пошаговым ее изоб- ражением, при котором события, развивающиеся в незначительный хронологический период, представлены весьма детализированно» [Мартьянова, 2001, 111]. ДТР настроен на совпадение времени исто- рии и времени текста , а также на растяжение последнего при изобра- жении параллельных ситуаций. ИТР связан с рассказом о действитель- ности, в котором время истории (несколько часов, дней, лет, веков) заведомо больше времени текста. Для СТР характерны вневременность или временная нелокализованность: Когда созрело яблоко и падает,– отчего оно падает? Отметим, что сентенционный тип речи характери- зуется временной всеохватностью: «автор преподносит читателю не- кую истину, проверенную временем и неукоснительно повторяющую- ся при определенных обстоятельствах» [Ильенко, 2003, 336]. Текстовые ситуации, имеющие в своей основе ДТР, как правило, связаны с каким-то значимым событием. Их границы определяются исчерпанностью данной событийной семантики, нередко маркируются сменой участников событий. В их составе выделяются сцены , эпизоды и фазы изображения , которые различаются по денотативному объему и семантическому радиусу действия СППв. Самая масштабная ситуация, на которую распространяется ради- ус действия СППв, – сцена . Исследователи (Н. Н. Арденс, А. А. Сабу- ров, Б. М. Эйхенбаум и др.) подчеркивают, что «Война и мир» содер- жит множество сцен (охота, первый бал Наташи Ростовой, дуэль Пьера с Долоховым, посвящение Пьера в масоны и мн. др.). В этом отноше- нии интересно наблюдение Б. М. Эйхенбаума о своеобразии художе- ственной ткани романа, в которой «сцены именно сменяют друг друга,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=