ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014
255 и др.; 3) формами и способами изложения; 4) языковым материалом [Смулаковская, 1987, 7–8]. Поскольку выделяемые текстовые ситуации организованы вре- менной доминантой, остановимся на этом понятии. Оно используется для интерпретации произведений искусства литературоведами и линг- вистами. Внимание к нему было привлечено В. В. Виноградовым, вы- сказавшим идею о взаимосвязанности доминирования определенных языковых средств. Я. Мукаржовский характеризует доминанту как «компонент произведения, который приводит в движение и определяет отношения всех прочих компонентов» [Мукаржовский, 1967, 411]. Б. М. Эйхенбаум писал о связи доминанты с организацией структуры текста: «Художественное произведение всегда – результат сложной борьбы различных формирующих элементов, всегда своего рода ком- промисс. <…> В зависимости от общего характера стиля тот или дру- гой элемент имеет характер организующей доминанты, господствуя над остальными и подчиняя их себе» [Эйхенбаум, 2009, 332]. Временная доминанта создается комплексом лексических, мор- фологических, синтаксических средств, выражающих время: Через пять минут флигель-адъютант вернулся и, особенно уч- тиво наклоняясь и пропуская князя Андрея вперед себя, провел его ч е- рез коридор в кабинет. <…> Радостное чувство князя Андрея значи- тельно ослабело, когда он подходил к двери кабинета военного министра. Он почувствовал себя оскорбленным, и чувство оскорбле- ния перешло в то же мгновенье незаметно для него самого в чувство презрения, ни на чем не основанного. Находчивый же ум в то же мгновение подсказал ему ту точку зрения, с которой он имел право презирать и адъютанта и военного министра. «Им, должно быть, очень легко покажется одерживать победы, не нюхая пороха!» – по- думал он. Глаза его презрительно прищурились; он особенно медленно вошел в кабинет военного министра. Чувство это еще более усили- лось, когда он увидал военного министра, сидевшего над большим столом и первые две минуты не обращавшего внимания на вошедшего. Военный министр опустил свою лысую, с седыми висками, голову ме- жду двух восковых свечей и читал, отмечая карандашом, бумаги. Он дочитывал, не поднимая головы, в то время как отворилась дверь и послышались шаги (т. 1, ч. 2, гл. 9). Границы текстовой ситуации могут быть обусловлены следую- щими факторами. Во-первых, это текстовая зона функционирования СППв. Во-вторых, фрагмент организован временной доминантой. Большую роль в определении границ текстового фрагмента играет
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=