ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

254 отметить, во-первых, их дискуссионность, а во-вторых, то, что многие из них не отменяют, а скорее, взаимодополняют друг друга. Способ делимитации должен быть „созвучен” тексту исследуемо- го произведения и определяться, во-первых, самим объектом анализа, спецификой жанра произведения, стиля автора, во-вторых, задачей исследования текстообразующей роли сложноподчиненных предложе- ний с придаточными времени (далее – СППв) в романе, обусловленной ориентацией на время как текстовую категорию. В романе «Война и мир» их текстовой зоной является текстовая ситуация с временной доминантой (далее – ситуация или текстовая ситуация). По определению С. Г. Ильенко, «текстовая зона той или иной синтаксической единицы – это текстовый фрагмент, в котором прояв- ляются при создании его относительной целостности единые с этой единицей содержательные, концептуально-функциональные (а иногда и стилистические) начала. Иначе говоря, наиболее «ударная», адапти- рованная синтаксическая единица обладает при реализации своей тек- стообразующей функции определенным радиусом действия, охватыва- ет своим влиянием – собственно содержательным, концептуально- функциональным, а в ряде случаев и стилистическим – тот или иной фрагмент текста, так называемую текстовую зону» [Ильенко, 1988, 4]. Принадлежность «Войны и мира» к жанру романа-эпопеи обу- словливает специфику его объемно-прагматического и контекстно- вариативного членения [Гальперин, 1981, 50–72]. Объемно-прагмати- ческое членение учитывает, во-первых, объем произведения, а во- вторых, особенности восприятия читателя. Основными единицами при этом выступают том, книга, часть, глава, отбивка, абзац. В контекстно-вариативном членении на первый план высту- пает текстовая ситуация с временной доминантой. Понятие ситуа- ции обсуждается в работах многих исследователей: логиков, психо- логов, социологов, филологов, лингвистов. Под ситуацией обычно понимается фрагмент объективной действительности, отраженный в сознании говорящего и представленный набором характерных для него составляющих. Использование понятия текстовая ситуация в самом общем ви- де (применительно к любому художественному тексту) апробировано в работах Р. Л. Смулаковской и ее учеников, а также И. В. Арнольд, В. З. Демьянкова и других исследователей текста. Текстовая ситуация, с точки зрения Р. Л. Смулаковской, определяется следующими факто- рами: 1) коммуникативными функциями; 2) коммуникативной уста- новкой на художественное изображение, полемику, анализ, обобщение

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=