ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014
251 го мужика отвечающего на вопрос, что у него болит, устойчивым вы- ражением бог его знает что. При описании смерти дерева славянизмы не используются вообще. Итак, славянизмы здесь – атрибут ложной религиозности, при- знак неискренности, фальши и отсутствия веры (в том смысле, в каком ее понимал Л. Н. Толстой в этот период своей жизни). Идейное содер- жание данного рассказа отражает сложный процесс интеллектуальной и духовной работы Л. Н. Толстого, является результатом его размыш- лений над смыслом человеческой жизни, т.е. поиска настоящей веры. Иное применение славянизмов видим в повести «Божеское и че- ловеческое», рассказывающей еще о трех смертях: о судьбе трех лю- дей, ищущих смысл жизни (находящихся в поиске истинной веры). В контексте противостояния божеского и человеческого законов носителем первого выступает главный герой Светлогуб, прошедший путь духовного совершенствования и обретший истинную веру. Этот путь продвижения героя к свету истины, к подлинной вере включаю- щий в себя несколько этапов, ознаменован употреблением различных славянизмов (описывается с использованием большого количества славянизмов). В отрывках, рассказывающих о судьбе Светлогуба, о его душевных страданиях и смерти, мы находим славянизмы проповедь, мученичество, одиночество и праздность, ослабевающие нравственные силы, раскаяние, евангелие, его речь изобилует евангельскими цитата- ми и реминисценциями, проанализировав которые, можно сделать вы- вод о том, что Светлогуб – это «Иисус Христос нашего времени», носи- тель истинной веры, не родившийся сыном божиим, но ставший им, пройдя путь духовного совершенствования. Эту мысль подтверждает и тот факт, что в восприятии другого героя повести – старика расколь- ника – Светлогуб предстает ангелом, агнцем божиим: «Лошади трону- лись, и колесница с сидевшим в ней светлым, как ангел, юношей, окру- женная стражниками, громыхая по камням, выехала за ворота» [Толстой, 1957, 209]. « Про агнца… про агнца открываю… тот юнош агнцем был. А сказано: агнец победит я, всех победит… И кто с ним, те из- браннии и верни» [Толстой, 1957, 223]. Образ старика, характеризуемого автором как раскольник и беспо- повец, усомнившийся в своих руководителях и искавший истинную веру, воплотил в себе взгляды и умонастроения самого Л. Н. Толстого. Можно сказать, что путь старика раскольника – это художественно обработанный жизненный опыт самого автора, описанный им ранее в «Исповеди». Речь раскольника изобилует славянизмами как фонетическими, так лексическими (ангел, агнец, светлый юноша, антихрист) и морфо-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=