ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014
250 чаяния, есть самое редкое исключение в нашем круге, смерть неспо- койная, непокорная и нерадостная есть самое редкое исключение сре- ди народа» [Толстой, 2000, 73]. Эти мысли легли в основу рассказа «Три смерти». Одним из средств выражения обнаруженной Л. Н. Толстым «про- тивуположности» в данном произведения являются славянизмы, ис- пользуемые автором для характеристики барыни и ее окружения. От- рывки, которые посвящены описанию предсмертных мучений барыни, изобилуют славянизмами и словами религиозной семантики, в то же время они практически отсутствуют в остальном тексте. Речь самой барыни и ее родных достаточно насыщена лексиче- скими славянизмами: бог, ангел, духовник, креститься, церковь, свя- щенник, епитрахиль, приход, христианка, грех, милость божия, мило- стив и всемогущ и др. Однако их употребление не говорит об истинной приверженности барыни и ее окружения христианскому ве- роучению. Так, имя бога часто поминается всуе в составе междометия боже мой! (10 употреблений), звучащего из уст то самой барыни, то ее мужа и кузины, что для истинного христианина недопустимо. Прину- жденность осенить себя крестным знамением в момент, когда проез- жали мимо деревенской церкви; показное смирение со своей участью и приятие ее в сочетании с противоречащими этому укорами и обви- нениями мужа за то, что тот не вывез ее за границу, где она давно бы уже вылечилась, свидетельствуют о неискренности ее слов и не- приятии своей участи. Все, что окружает барыню в этот момент, пропитано неискрен- ностью и фальшью, ложными увещеваниями, не дающими никакого утешения. Даже священник, лишь формально соблюдающий все обря- ды, вместо того, заботиться о душе умирающей, о ее успокоении, сове- тует обратиться к знахарям. Примечательно рассуждение барыни о грехах: На всех нас много грехов, я знаю это; но надеюсь на милость бога, всем проститься, должно быть , всем проститься (под всеми она имеет в виду мужа, об- виняемого в бездействии.– Е. П. ) …И на мне было много грехов, мой друг. Но зато сколько я выстрадала. Эта неуверенность во всепроще- нии и самооправдание, своего рода самоотпущение собственных гре- хов, а по сути и непризнавание наличия таковых – все это служит еще одним подтверждением в неискренности ее суждений. И совершенно другая картина предстает при описании пред- смертных часов мужика Федора. Славянизм здесь встречается лишь дважды – в речи кухарки (прости, господи, согрешенье), и в речи само-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=