ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

231 Словосочетание заколдованный круг с пометой переносное обозначает «обстоятельства жизни, которые трудно изменить; безвыходное поло- жение» [МАС, I, 525]. Само построение главы V, восходящее к схеме «передняя дома Анны Павловны Шерер – крыльцо дома – пространство перед домом – кабинет Андрея Болконского» соотносится с неприятием того мира, в котором вынужден существовать герой. Перед нами возникает два мира. С одной стороны, петербургский высший свет, близкий ко двору государя императора (Анна Павловна Шерер, князь Ипполит, виконт, «маленькая княгиня»); с другой – Пьер Безухов и Андрей Болконский. На основе данного противопоставления высвечивается конфликт меж- ду Болконским и его женой. В главе V подробно описано прощание Лизы Болконской в пе- редней с князем Ипполитом после вечера у Анны Павловны Шерер. Героиня находит для разговора с Курагиным общие темы: начинает обсуждать с ним предстоящий бал. Синтаксическая единица «Все кра- сивые женщины общества будут там (на балу.– О. Л .)» [т. IV, с. 33], словосочетание красивые женщины – свидетельство того, что Лиза уверена, что ей сделают комплимент. Ей приятен разговор с Ипполи- том, о чем свидетельствует употребление в тексте номинаций с семами 'радость', 'хорошее настроение': «Княгиня, как всегда, говорила улыба- ясь и слушала смеясь»; «Она грациозно, но все улыбаясь, отстрани- лась, повернулась и взглянула на мужа» [т. IV, с. 32–33]. Наречие все- гда в значении «во всякое время, постоянно» [МАС, I, 229] – знак того, что «маленькая княгиня» относится к застывшим персонажам [Опуль- ская 1987, 114], что чувства ее поверхностны. Важно отметить, что совсем по-другому относится к Ипполиту Курагину князь Андрей. Если Лизе льстит внимание Ипполита, то Болконскому этот человек неприятен, что зафиксировано в тексте в номинациях сухо-неприятно и по-русски: «–Па-звольое, сударь, – сухо-неприятно обратился князь Андрей по-русски к князю Ипполиту, мешавшему ему пройти» [т. IV, с. 33]. Данная сцена связана не только с тем конфликтом, который на- зрел в семье князя Андрея, но и с тем конфликтом, который возникнет впоследствии из-за Наташи Ростовой между Андреем Болконским и Анатолем Курагиным, Элен и Пьером Безуховым. То есть главные герои произведения, два друга, уже в начале произведения на крыльце дома Анны Павловны Шерер сталкиваются с курагинской породой, лишенной понятия о чести и бесчестии, нравственном и безнравствен- ном, даже об общепринятых правилах поведения.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=