ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

23 По мысли Д. С. Мережковского, «великий писатель русской земли должен был сделаться подвижником русского народа – явление небы- валое, единственное в нашей культуре...» 1 . Однако этого не произош- ло, и Толстой, вместо христианского подвижника, сделался «учителем непротивления». Как это произошло? Бывают в жизни каждого человека минуты особого значения, за- мечает Д. С. Мережковский, которые обнаруживают весь смысл его жизни, дают как бы внутренний разрез всей его личности до послед- них глубин ее сознательного и бессознательного начал. Именно такой минутой в жизни Толстого было его решение раздать имущество. Но вот что странно. Вплоть до этой минуты мы имеем самые подроб- ные дневники его, исповеди, покаяния, признания, которые позволяют следить за каждым движением его сознания и совести. Но тут они вдруг обрываются, и Толстой замолкает. Ясно только одно: он никуда не уходит и остается в семье. О том, что происходило с Толстым в это время, мы узнаем из воспоминаний близких ему людей, в час т- ности брата Софьи Андреевны, – С. А. Берса. «Об отношении к сво- ему состоянию, – пишет Берс, – Лев Николаевич говорил мне, что он хотел избавиться от него, как от зла, которое тяготило его при его убеждениях; но он поступал сначала неправильно, желая перенести это зло на другого, то есть непременно раздать его, и этим породил другое зло, а именно – энергический протест и большое неудоволь- ствие своей жены. Вследствие этого он предлагал ей перевести все состояние на ее имя, и когда она отказалась, он то же, и безуспешно, предлагал своим детям» 2 . Эти свидетельства косвенно подтверждаются мыслями самого Толстого. Говоря о своем «семейном кресте», Толстой подчеркивает, что он не может разорвать своих семейных уз не потому, что у него «нет сил», но исходя из нравственных принципов, из-за невозможности взвалить зло собственности на плечи других. Толстой не мог, не дол- жен был оставаться в семье; но точно так же он не мог и не должен был и уходить из семьи. Выходом из этой «безвыходной» ситуации и явилась позиция непротивления. «Не желая противиться жене наси- лием, – пишет тот же Берс, – он стал относиться к своей собственности так, как будто ее не существует, и отказаться от своего состояния, стал игнорировать свою судьбу и перестал им пользоваться, если не счи- тать того, что они живут под кровлею яснополянского дома » . 1 Мережковский Д. С. Л. Толстой и Достоевский. М., 1995. С. 29. 2 Берс С. А. Воспоминания о графе Л. Н. Толстом (в октябре и ноябре 1891 г.). Смоленск, 1893. Цит. по: Мережковский Д. С. Указ. соч. С. 27.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=