ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014
229 хозяина это пространство, по сути, свое и чужое одновременно. В нем царит атмосфера разочарования, что находит отражение во взаимоо т- ношениях супругов. Следует обратить внимание на то, что перед нами дом молодых людей, которые только начинают его обустройство, что требует боль- ших усилий. Ни Андрей Болконский, ни его жена пока не понимают, что семья – это труд души, своеобразное духовное восхождение, от- ветственность перед близким человеком. Чтобы понять это, князь Ан- дрей должен был пережить испытание войной, разочарование в Напо- леоне, увидеть небо Аустерлица. Только после смерти жены, в ту ночь, когда родится его сын, Болконский поймет, что есть что-то не- измеримо большее в жизни каждого человека, чем тот мир, в котором он существует ежеминутно. Перед смертью суета жизни меркнет. И герой поймет это только тогда, когда будет уже слишком поздно и изменить будет уже ничего нельзя. Но все это ожидает его впереди, а пока жизнь Болконского, его чувства, мысли, устремления раскрыва- ет автор в начале своего произведения. Пространство дома Андрея Болконского в Петербурге открывается по-особому. Первым в кабинет хозяина на правах домашнего человека входит Пьер Безухов, что свидетельствует о том, что дом князя Андрея открыт для близких людей и что пространство его воспринимается ими как свое: «Пьер, приехав вперед, как домашний человек, прошел в каби- нет князя Андрея и тотчас же, по привычке, лег на диван, взяв первую попавшуюся с полки книгу (это были Записки Цезаря) и принялся, об- локотившись, читать ее из середины» [т. IV, с. 34]. Пространство дома Болконского фиксируется в приведенном выше предложении с помо- щью номинаций с семами 'действие' и 'место', обозначающих местопо- ложение человека, его поведение, прошел, лег, взял (книгу), принялся читать; кабинет, диван, полка, книга, словосочетания «Записки Цезаря». При этом синтаксическая единица «Записки Цезаря» имеет семы 'сочинение древнеримского политика и полководца Гая Юлия Цезаря о гражданской войне 49–45 годов до н. э.', 'изучение истории', 'великая империя', 'Древний Рим', 'роль личности вистории', а также 'стремление познать мир', 'определить свое предназначение в жизни', 'гражданская позиция', 'соблюдение законов', 'круг интересов хозяина кабинета'. Это пространство дискретное, так как «проявляется прежде всего в том, что оно обычно не описывается подробно, а лишь обозначается с помощью отдельных деталей, наиболее значимых для автора» [Есин 2002, 83]. Кабинет князя Андрея – своеобразный центр дома, в котором хо- зяин и его гость говорят о сокровенном, обсуждают свое будущее.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=