ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014
215 жей, как Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, Николай Ростов перед нами как бы вскрываются мотивы их поступков, их тай- ные желания: 1) Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе! [Толстой, 2012, т. 2, 597]; 2) – Они должны же знать, как мне хочется танцевать, как я отлично танцую и как им весло будет та н- цевать со мною [Толстой, 2012, т. 2, 646]. Внутренняя речь занимает важное место в романе, а МСПП, вклю- чённые во внутреннее говорение персонажей позволяют не только изо- бразить сложные мыслительные процессы, но и более глубоко раскрыть характеры героев, более полно показать их внутреннюю жизнь. В. В. Виноградов, исследуя особенности языка и стиля Л.Н. Толс- того, отмечал, что в романе создаётся иллюзия, будто синтаксическая фраза движется не по заранее обдуманной логической схеме, а непо- средственно отражает ход как бы импровизированной монологической речи… Всё это придаёт толстовскому синтаксису колорит «живого, произносимого слова» [Виноградов, 1939, 142]. Однако следует отметить, что во внутреннем монологе персона- жа нередко появляется обращённость к самому себе, либо к отсутст- вующему собеседнику. Таким образом, внутренний монолог в романе Толстого приближается к форме диалога [Чичерин, 1968, 259]: 1) Ну, а потом … – отвечает сам себе князь Андрей, – я не знаю, что будет потом, не хочу и не могу знать; но ежели хочу этого, хочу славы, хочу быть …, то ведь я не виноват, что я хочу этого, что одного этого я хочу, для одного этого живу [Толстой, 2012, т. 1, 378]; 2) Знаю, что ты велик и что грех тебя просить об этом; но, ради бога, сделай , чтобы на меня вылез матёрый и чтобы Карай, на глазах дядюшки, который вон оттуда смотрит, вцепился ему мёртвой хваткой в горло [Толстой, 2012, т. 2, 702]. В заключение можно сказать, что МСПП, представленные в речи героев романа «Война и мир», разнообразны по своей структуре и функциям. Подобные сложные конструкции в речи действующих лиц – в репликах и в уединённой внутренней речи – употребляются реже по сравнению с авторским повествованием, но незаменимы при раскрытии характеров, в изображении процесса формирования мысли, в стремлении персонажей романа до конца себя выразить.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=