ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

214 подчинение и контаминированное подчинение компонентов. Однако большинство МСПП, представленных в речи персонажей – это конст- рукции неконтаминированного типа: модели с соподчинением (37 %) и последовательным подчинением (30 %) компонентов. Что касается МСПП более усложнённого типа (конструкции с контаминированным подчинением), то надо отметить, что чаще всего Толстой вводит их в речь Андрея Болконского и Пьера Безухова. Эти персонажи имеют одинаковый социальный статус, они принадлежат к высшему дворянскому кругу, к аристократии. Но что ещё важнее, они близки друг другу духовно. Так, при описании их философских споров Толстой обычно использует МСПП контаминированного типа, включающие от четырёх до семи компонентов: 1) Никогда, никогда не женись, мой друг; вот тебе мой совет, не женись до тех пор, пока ты не скажешь себе, что ты сделал всё, что мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал, пока ты не увидишь её ясно, а то ты ошибёшься жестоко и непоправимо [Толстой, 2012, т. 1, 55]; 2) Ежели я вижу, ясно вижу эту лестницу, которая ведёт от растения к человеку, то отчего же я предположу, что эта лестница, которой я не вижу конца внизу, она теряется в растениях [Толстой, 2012, т. 2, 551]. Подобные конструкции в репликах героев призваны показать, что их речь хорошо продумана, неоднократно внутренне проговорена. Процитируем Толстого: Князь Андрей высказывал свои мысли так яс- но и отчётливо, что видно было, он не раз думал об этом, и он гов о- рил охотно и быстро, как человек, долго не говоривший [Толстой, 2012, т. 2, 546]. Именно усложнённые конструкции призваны показать все сплетения мыслей и чувств героев. Анализ МСПП показал, что на речь Андрея Болконского прихо- дится 70 употреблений (20,6 %) МСПП, а на речь Пьера Безухова 48 употреблений, что составляет 15 % от всего числа МСПП, исполь- зуемых в речи действующих лиц. Лев Толстой – признанный мастер психологического анализа. Для него важным было не просто показать мысли и чувства героев, но и их внутреннею жизнь как что-то противоречивое, текучее и ме- няющееся. Для этого Толстой широко использует форму внутренне- го монолога. Как правило, внутренняя речь несёт в себе конспект будущего высказывания и представляет собой скрытое внутреннее проговарива- ние [Попова, 2001, 34]. МСПП во многом формируют внутреннюю речь героев романа. Благодаря внутренним монологам таких персона-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=