ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

212 Художественный текст, являясь специфической формой существо- вания литературного языка, наиболее рельефно отражает тенденции и этапы его развития. С одной стороны, литературный язык является базой, основным материалом художественного произведения, а с другой сторо- ны, язык художественного произведения является материалом, которым литературный язык как единый комплекс обогащается и под воздействи- ем которого преобразуется [Едличка, 1983, 101]. Следовательно, литера- турный язык и язык художественной литературы постоянно взаимодей- ствуют друг с другом и оказывают влияние друг на друга. На протяжении всего XIX столетия русская художественная ли- тература участвовала в создании общих норм литературного языка. Именно в области художественной литературы русский литературный язык достиг высокой степени культивированности. Значительную роль в этом процессе сыграли писатели-реалисты XIX века. На сегодняшний день остаётся актуальным исследование языко- вой ткани произведений Л. Н. Толстого и, в частности, его синтаксиса, который считается образцовым. Язык писателя отразил важный этап в развитии и становлении системы современного русского литера- турного языка. Во второй половине XIX века в связи с ростом нацио- нального самосознания продолжают расширяться и углубляться на- ционально-демократические основы русского литературного языка [Виноградов, 1938, 385]. В этот период, а именно в 60-е годы, был на- писан роман-эпопея «Война и мир», синтаксис которого характеризу- ется структурной и семантической сложностью. Усложнённый синтаксический строй романа отражается в широ- ком употреблении многокомпонентных сложных предложений и, в ча- стности, многокомпонентных сложноподчинённых предложений (далее МСПП), во многом определивших своеобразие синтаксиса Толстого. Цель данной статьи – рассмотреть МСПП с точки зрения их функционирования в тексте романа «Война и мир»; проследить осо- бенности их употребления в различных коммуникативных ситуациях. Для функционального подхода важно понятие речевой ситуации, под которой понимают сложный комплекс внешних условий общения и внутренних реакций общающихся, находящих выражение в каком- либо высказывании и оказывающих на него влияние [Формановская, 2005, 55]. Таким образом, значимым является соотношение языка, коммуникативного сообщества и пространства коммуникации. В свою очередь коммуникативное пространство делится на коммуникативные сферы, от которых следует отличать среды общения, также воздейст- вующие на характер коммуникации [Едличка, 1983, 85].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=