ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

207 В дискурсе Позднышева последовательно реализуется пейора- тивная характеристика человека, более того, человек оказывается ниже животного: многочисленные контексты, реализующие интенции срав- нения/сопоставления, непротиворечиво свидетельствуют о предпочте- ниях героя (и, по-видимому, его создателя). Например:… женщина, наперекор своей природе, должна быть одновременно и беременной, и кормилицей, и любовницей, должна быть тем, до чего не спускает- ся ни одно животное (296). Предикат нравственной характеристики (спускаться здесь ‘нравственно падать’) приписывается животному. В горячке обличения нашего свинства Позднышев даже курицу ставит выше женщины, положительно оценивая отсутствие воображения и рассудка у животного (ср. узуальную коннотацию глупости лексемы курица, реализуемой во фразеологизме куриные мозги): Ведь влечение к детям, животная потребность кормить, лелеять, защищать их — бы- ла, как она и есть у большинства женщин, но не было того, что есть у животных , — отсутствия воображения и рассудка (303). И далее следует пассаж о курице, которая, не зная, все-таки знает: Курица не боится того, что может случиться с ее цыпленком, не знает всех тех болезней, которые могут постигнуть его, не знает всех тех средств, которыми люди воображают, что они могут спасать от болезней и смерти. И дети для нее, для курицы , не мученье. <…> И когда цып- ленок начинает болеть, её заботы очень определенные: она греет, кор- мит его. И делая это, знает , что делает все, что нужно (303). Предика- ты ментального состояния и интеллектуальной деятельности, приписываемые именам животных, иногда сопровождаются маркера- ми кажимости ( Животные как будто знают …(297)), но чаще такие маркеры отсутствуют (ср. о способности животных делать выводы: И не нужно большой мудрости, чтобы сделать из этого тот вывод, который делают животные , то есть воздержание (296)). В картине мира Позднышева женщина не совсем животное и не совсем человек: Ведь если бы она была совсем животное , она так бы не мучалась… (304). Впрочем, и себя Позднышев не считает вполне человеком: Ведь если бы мы были животные , то так бы и знали, что говорить нам не полагается… (288). Зооним-гипероним животное в тексте актуализирует не только отрицательные коннотации, закреп- ленные в узусе, но и положительные: в толстовских антитетических контекстах человек и животное противопоставлены по признакам ‘ес- тественное’, природное‘ (животное) и ‘неестественное’, ‘искусствен- ное’ (человек). Положительные качества животного человек утрачивает, отрицательные – инстинктивная чувственность, половая невоздер-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=