ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014
204 Г. Н. Большакова Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого» (Россия) ЗВЕРИНЕЦ ПОЗДНЫШЕВА, ИЛИ ЗООМОРФНЫЙ КОД «КРЕЙЦЕРОВОЙ СОНАТЫ» Л. Н. ТОЛСТОГО В поэтике повести Л. Н. Толстого «Крейцерова соната» значим зооморфный образный код. Повышенная частота употребления родо- вых (животное, зверь, скот) и видовых наименований (свинья, обезья- на, лошадь) животных, а также их производных (свиной, свинство) позволяет предположить, что зоонимы составляют основу лексиче- ской структуры толстовской повести. Ср. частотные характеристики: существительное животное (16 словоупотреблений), прилагательное животный (7), наречие животно (1); слово зверь используется 8 раз; словоформы с корнем свин- употребляются 10 раз. В дискурсе Позд- нышева эксплицирован целый “зверинец”, состоящий из животных домашних (свинья, кролик) и диких (обезьяны), крупных (лошадь) и мелких (крыса), птиц (курица) и насекомых (пчела). Зоонимы упот- ребляются и в прямых и в переносных значениях, в составе тропов и риторических приемов, но тематическая область их использования ограничена контекстами описания, изображения и/или анализа отно- шений между мужчиной и женщиной, контекстами аналогии или срав- нения мира животных и мира людей. “Повезло” в этом отношении только лошади: лексема лошадь отсылает нас именно к денотативной области домашнего животного, кроме одного употребления в составе сравнения и одного – в пословице. Зооморфные узуальные метафоры, реализующие семантическую парадигму ЖИВОТНОЕ (ЗВЕРЬ) ЧЕЛОВЕК, частотны в обиходном дискурсе и имитирующем его ху- дожественном нарративе. Регулярные узуальные метафорические пе- реносы «из сферы ЖИВОТНОЕ направлены только на сферу ЧЕЛО- ВЕК», при этом «с помощью зооморфизмов язык изобретает самые разнообразные характеристики человека, в подавляющем большинстве случаев пейоративные» [Скляревская, 2004, 98]. Отметим, что, исследуя зооморфный образный код в повести Л. Н. Толстого, будем понимать образ и образную текстовую парадиг- му в широком смысле: не только как троп, метафору (узуальную или окказиональную) или сравнение, но и как выражение противоречия
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=