ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

190 поэтики изначально было характерно тяготение к понятности, ясности. В письме от 16 декабря 57 года, касающемся собственно «Альберта», Некрасов употребляет слово «ясный», но, что характерно, в отношении всех других повестей Толстого, кроме этой. Положительно отозвавшись о предшествовавших «Альберту» произведениях, он замечает: «Эх! пи- шите повести проще <…> – простые, спокойные и ясные повести». Текст «Альберта» действительно трудно назвать простым для понимания. Исследователь советского периода Т. С. Карлова начинает свою статью, посвященную творческой истории повести, предложени- ем: «Рассказ «Альберт» является, пожалуй, единственным произведе- нием Л. Н. Толстого, истолкование которого отличается крайней про- тивоположностью суждений» [Карлова, 1963, 35]. В доказательство она приводит шесть абсолютно разных определений темы повести. Легко представить, каково разнообразие мнений относительно про- блематики, идей, трактовки образов и т. п. На этот раз ожидание от толстовского произведения четких выводов, авторских оценок сыграло с толстоведами злую шутку. Ярким примером является финал «Альберта». Не так уж часто встречаются эпизоды, о которых исследователи давали бы так смело и уверенно абсолютно противоположные суждения. Для большей убе- дительности выводов перескажем финал повести. Альберт, талантливый, но потерявшийся в жизни и опустив- шийся немецкий скрипач, сбегает от своего навязчивого покровителя Делесова, который в пылу педагогического и филантропич еского азарта решает его перевоспитать: приучить к аккуратности, за- претить пить. Альберт тоскует в золотой клетке и, не вынося наси- лия над своей волей, пусть даже вызванного добрыми побуждениями, убегает, практически раздетый, в морозную ночь. По дороге дейст- вительность начинает путаться с видениями. Он представляет себе дом, где на возвышении его друг художник Петров произносит пане- гирик Альберту, доказывая, что тот – «лучший и счастливейший», герой, сгоревший в огне искусства, проводник Божьей воли в мире. Ему возражает Делесов, утверждающий, что Альберт не стоит такой оценки, что он вел себя недостойно: пил, воровал, льстил из -за денег. Через некоторое время Альберт сам оказывается на возвышении. Он играет то, что говорил Петров, на чудесной стеклянной скрипке и знает, что так, как он, никто не играл и больше играть не будет. Альберту вторит благовест. Закончив игру, музыкант чувствует прикосновение женщины. В ней он узнает даму, которую когда-то до безумия полюбил, увидев в театре. Дама отрицательно качает гол о-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=