ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014
189 Литература 1. Мень, А. Религиозно-философские взгляды Льва Толстого / А. Мень // Мень, А. Русская религиозная философия. Лекции / А. Мень. – М., 2008. – С. 102–141. 2. Толстой, Л. Н. Исповедь. В чем моя вера? / Л. Н. Толстой; Вступ. ст. А. Меня; Послеслов. А. Панченко. – Л., 1990. 3. Шишхова, Н. М. Переоценка ценностей (Л. Н. Толстой и науч- ные идеи его времени) / Н. М. Шишхова // Вестн. Адыгейск. гос. ун-та. Сер. Филология и искусствоведение. – Вып. 2. – Майкоп, 2008. – С. 28–32. Е. Ю. Фатюшина Новомосковский филиал негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Университет Российской академии образования» (Россия) ПОВЕСТЬ «АЛЬБЕРТ»: «…ЕДИНСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ Л. Н. ТОЛСТОГО, ИСТОЛКОВАНИЕ КОТОРОГО ОТЛИЧАЕТСЯ КРАЙНЕЙ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬЮ СУЖДЕНИЙ» Повесть Толстого «Альберт» писалась в течение 1857–1858 годов, а в свет вышла в восьмом номере журнала «Современник» за 1858 год. К тому времени Толстой уже пять лет был в литературе. Публика и критика запомнили талантливого автора «Севастопольских расска- зов» и «Детства», причем запомнили таким, каким он проявил себя в этих произведениях. Н. Г. Чернышевский в известной статье, посвя- щенной дебюту Толстого [Чернышевский, 1977, 56], точно выразил это общее мнение об особенностях молодого писателя. За Толстым надолго закрепился образ автора, чьи сильные стороны – способность к раскрытию «диалектики души», чистота нравственного чувства и ощущение художественной меры. Последнюю черту и сам Толстой всегда связывал с истинной художественностью. Недаром он любил повторять слова К. Брюллова, сказанные одному из незадачливых уче- ников: «Искусство начинается там, где начинается “чуть-чуть”». Чувство меры, помимо прочего, означает определенное, не про- тиворечащее эстетическому чувству, соотношение понятного и непо- нятного в художественном произведении. Причем для толстовской
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=