ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014
188 Одним из выдающихся писателей, в чьем творчестве одно из пер- вых мест занимала тема семьи и семейных ценностей, был Л. Н. Тол- стой. Он не выдумывал свои романы и рассказы. Для Л. Н. Толстого истина жизни была в максимальной естественности, приближенности к народу, одной из его главных жизненных ценностей была семья. Семья как школа жизни и семья как институт. В жизни семья – это способ воспроизводства и лучшее средство воспитать в человеке нрав- ственные устои, развить его таланты. Семья – это передача опыта по- колений, своеобразие нации. Свою дань семье Л.Н. Толстой отдает не только в жизни, но и в литературе [3, с. 75]. Раскрывая проблему «семьи», писатель в своём художественном произведении «Семейное счастье» показывает, как любовь главных героев – Марьи Александровны и Сергея «Михайлыча» – вначале пе- рерастает в семью, нравственная основа которой затем разрушается под воздействием общества, то есть, по словам протоиерея Александра Меня, всё превращается в «мыльный пузырь» [1, с. 111]. Выступая за семью, возникшую из любви, сохранившую в каче- стве нравственной основы любовь (такова семья Ростовых в романе «Война и мир», семья, которую создает духовно близкий писателю герой – Константин Левин – в романе «Анна Каренина»), Л. Н. Тол- стой, будучи реалистом, отражает в своих произведениях и пагубное воздействие общества на институт семьи, приводящее к его разложе- нию. Распадаются семьи Облонских, Карениных («Анна Каренина»), в которых исчезла, или никогда и не присутствовала любовь как осно- ва человеческих отношений. Не может существовать и вновь возник- шая семья Алексея Вронского и Анны Карениной. И глубинной при- чиной этого тоже является общество. Показав распад семьи под воздействием общества, выступая про- тив любовной семьи, Л. Н. Толстой представляет в своих романах «Война и мир», «Анна Каренина» идеал прочной семьи. Его стремление к идеалу прочной семьи прослеживается и в ра- боте исповедального характера «В чём моя вера?». Рассматривая запо- ведь Христа, направленную против разводов: «А я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подаёт ей повод прелюбодействовать» (Евангелие от Матфея: 5, 32) [2, с. 185] – он идёт даже дальше православных богословов, говоря о запрете раз- водов вообще. И хотя христианское мировоззрение, привлекавшее Л. Н. Толстого на протяжении многих лет, и подверглось переосмыс- лению в его творчестве, оно-то и лежит в основе стремления писателя к идеалу прочной семьи.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=