ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

186 «стыдлив от природы». Желание огромное быть любимым и снова са- моанализ. Особенно это остро показано, когда осложняются отноше- ния со взрослыми – бабушкой, отцом, гувернёром. Уединение и раз- мышление становятся главным удовольствием. И здесь возникают вопросы «о назначении человека, о будущей жизни, о бессмертии ду- ши», о счастье. Вопросы сложные не только для подростка, но и для человека опытного. Однако Николенька серьёзно занимается самоана- лизом, что порой приводит «в безвыходный круг анализа своих мыс- лей». И начинался диалог с самим собой. Отроческие годы были слож- ными, рассказчик называет их «пустыней», которую хотелось скорее преодолеть. Он ищет в самом себе опоры для того, чтобы остаться са- мим собой. Здесь впервые завязывается настоящая дружба с Нехлюдо- вым. От него, по мнению Николеньки, «обожание идеала добродетели и убеждение», что человек постоянно должен совершенствоваться. И снова вопросы... Самоанализ, поиск, решения и ошибки – всё это Л. Н. Толстой показал в «Юности». Здесь герой ещё более сложен. Это взрослый че- ловек, который имеет определённые правила, мысли и взгляды на жизнь. Он умён, самолюбив, по-прежнему застенчив и мечтателен. И в центре история человеческой души, которая ищет, делает ошибки. Герой становится перед выбором, как быть и куда идти. Николай сколько живёт, столько и ищет. Это время внутренних противоречий. Здесь много внесюжетных форм, а сумма противоречивых рассужде- ний, то есть психологический анализ преобладает над изображением внешних событий. Здесь формулируется закон нравственного самосо- вершенствования. Это поиск добра и правды. Дружба, пирушки, праздный образ жизни – всё это сначала радует, но скоро наступает чувство стыдливости и не только за свои поступки, но и других людей. В «Юности» автор даёт истоки раскаяния и просветления героя. Праздное существование – это не тот смысл жизни, к которому необ- ходимо стремиться и которого нужно достигать. Провал на экзаменах положил начало новой жизни главного героя. Он пришел к очень важ- ному выводу, который извлек из своего личного внутреннего опыта и из размышлений над миром, – к идее нравственного самоусовершен- ствования. К этой идее герой повести приходит на переломе от отроче- ского к юношескому возрасту, и с этого момента жизнь приобретает для него смысл и глубокое нравственное содержание. В трилогии много лирических отступлений, то есть рядом с Ни- коленькой Иртеньевым всегда присутствовало авторское «я». А это взгляд уже взрослого человека, который прошёл этот путь и критиче-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=