ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014
184 самого себя, стремление познать свой внутренний мир, попытка про- никнуть в глубины своей собственной психики. Но какое это имеет отношение к великому Толстому? Лев Николаевич Толстой в своём первом литературном опыте, в повести «Детство», а потом «Отрочестве» и «Юности» показал не только картины жизни дворянской семьи в деревне и в городе, нра- вы и обычаи, взаимоотношения со слугами, обучение и воспитание, но и удивительный внутренний мир человека. Почему же так волнует молодого автора события, которые спрятаны за семью замками, поче- му удалось так верно изобразить внутренний мир человека? Ответ на этот вопрос кроется, конечно, в биографии писателя. Всем известно, что Лев Николаевич Толстой вёл дневник, которому доверял все свои сокровенные мысли, анализировал их, пытался понять, почему посту- пил так он и другие, откуда берётся добро и зло, любовь и ненависть, преданность и предательство. Эти рассуждения помогали понять себя и других, научили вести наблюдения за людьми, он пытается понять их поступки. И всё это и помогло создать молодому писателю необык- новенное произведение. Трилогия передаёт духовную историю первых трёх периодов жизни Николая Иртеньева, где отражен процесс умственного и нравст- венного развития. Открывая первую страничку «Детства», знакомишь- ся с главным героем в будничной ситуации: Карл Иванович «неловко» (учитель убивает муху, которая падает Николеньке на голову) разбу- дил Николеньку. Но здесь же сразу начинается внутренний монолог героя, который пестрит вопросами: зачем? отчего? Сам же даёт отве- ты, горько переживает несправедливость. Резкая смена настроения, слёзы и вымышленный сон – всё это мир детства, пора, которая даётся каждому из нас. Главной целью Л. Н. Толстого становится показ раз- вития человека как личности в пору его детства, отрочества и юности, то есть в те периоды жизни, когда человек наиболее полно ощущает себя в мире, свою тесную связь с ним, и затем, когда начинается отде- ление себя от мира и осмысление окружающей его среды. Отдельные повести составляют трилогию, действие же в них происходит согласно идее, сначала в усадьбе Иртеньевых («Детство»), затем мир значитель- но расширяется («Отрочество»). В повести «Юность» тема семьи, дома звучит во много раз приглушеннее, уступая место теме взаимоотноше- ний Николеньки с внешним миром. Между повестями существует ло- гическая связь – это становление человека. Разные этапы, стадии, но они не могут прерваться. Своего героя Л. Н. Толстой показывает в тех условиях и в тех обстоятельствах, где характер может проявиться наи-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=