ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

183 зирует вертикаль, определяющую духовные устремления персонажа, а вершина горы в русской литературе неизменно имеет сакральную семантику. Это – место встречи человека с Богом, место духовного очищения и перерождения «горных» персонажей. Таким образом, Толстой выражает в образах реальное событие своей жизни, чтобы передать те чувства и идеи, которые оно породило. Не слу- чайно он вводит описание горного пейзажа в самом начале рассказа. Именно горы становятся первой вехой в познании героем «бесконечной гармонии», так как только Божественное начало может объединить все противоречия в гармонию, а образ гор, если опираться на традицию рус- ской литературы, вводит в рассказ тему Божественного величия. Литература 1. Толстой, Л. Н. Люцерн / Л. Н. Толстой // Толстой, Л. Н. Собра- ние сочинений: В 22 т. / Л. Н. Толстой. – М.: Худож. лит., 1983. – Т. 3. 2. Густафсон, Р. Ф. Обитатель и чужак. Теология и художествен- ное творчество Льва Толстого / Р. Ф. Густафсон. – СПб.: Академ. про- ект, 2003. 3. Крейдлин, Г. Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естествен- ный язык / Г. Е. Крейдлин. – М.: Новое лит. обозрение, 2002. 4. Нагина, К. А. Литературные универсалии в творчестве Л. Тол- стого / К. А. Нагина. – Воронеж: Ин-т ИТОУР, 2009. 5. Орвин, Д. Т. Искусство и мысль Толстого. 1847–1880 / Д. Т. Орвин. – СПб.: Академ. проект, 2006. 6. Пиз, А. Новый язык телодвижений. Расширенная версия / А. Пиз, Б. Пиз. – М.: Эксмо, 2005. М. В. Чупина Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» (Россия) САМОПОЗНАНИЕ КАК ПУТЬ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ ТРИЛОГИИ Л. Н. ТОЛСТОГО «ДЕТСТВО», «ОТРОЧЕСТВО», «ЮНОСТЬ» Самоанализ и самопознание... Какое определение можно дать этим словам? Согласно словарю, прежде всего это изучение человеком

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=