ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014
18 истинно христианский путь преодоления зла. «Толстой не устает по- вторять, что самый путь борьбы с грехом исполнен чувства приближе- ния к Богу и потому радостен, – замечает С. Н. Булгаков. – В этом главный нерв религиозной проповеди Толстого и ее пафос: радость пути и радость сознания, как много этого пути осталось. Радость есть сила всякой религии. Радостью победило мир христианство... радость о “Духе Святом” есть, может быть, единственный документ религиоз- ной подлинности вообще. И Толстой хорошо понимал это, а потому он часто и настойчиво говорил и достигнутой им радости, как будто ста- раясь в этом кого-то уверить, может быть, раньше всех самого себя» 1 . Само понятие и состояние «радости преодоления зла», как нам кажется, лучше всего передают противоречивость толстовского пони- мания природы зла. Зло выступает здесь и как самостоятельная, реаль- ная сила, которую необходимо побороть и преодолеть, и как иллюзия, разрушение которой и создает ощущение радости и свободы. Ибо аб- солютная, «совершенная радость» возможна только в случае ощуще- ния абсолютного преодоления злой силы, полного освобождения от нее, что достигается только в результате радикального искоренения зла как иллюзии. И вместе с тем радость приобретает высший смысл, если речь идет о преодолении реальной, предметной силы зла. Сама иллюзия зла играет здесь своеобразную роль «божественной благода- ти», способствующей окончательному преодолению силы зла в чело- веке: для Бога зло действительно есть чистая иллюзия. Грех рассматривается Толстым как препятствие, мешающее проявлению любви. Значение данного препятствия Толстой склонен оценивать весьма позитивно, усматривая в нем динамический момент самосовершенствования и самоспасения. Таким образом, грехи как препятствия, мешающие проявлению любви, самоценны не только в силу того, что процесс их преодоления доставляет «совершенную радость», но также и в силу того, что без грехов невозможно познание высшей истины, которая одна может помочь человеку реально отвра- титься от зла и всецело стать на сторону добра. Речь здесь, конечно, идет не о пассивном состоянии греховности, но активном осознании своих грехов, ведущем к «умоперемене». Тем самым толстовское учение о грехах, соблазнах и суевериях вполне коррелирует с его по- ниманием сущности зла как «непонятого добра». Толстой после- довательно развивает мысль о том, что зло является «материалом» для добра, что грехи, которые мешают проявлению любви, вместе с тем 1 Булгаков С. Н. Сочинения: В 2 т. М., 1993. Т. 2. С. 478.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=