ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014
179 12. Туниманов, В. А. Лесков и Л. Толстой / В. А. Туниманов // Лесков и русская литература. – М., 1988. 13. Фаресов, А. И. Против течений: Н. С. Лесков. Его жизнь, со- чинения, полемика и воспоминания о нем/ А. И. Фаресов. – СПб., 1904. Ю. В. Фомина Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежский государственный университет» (Россия) ЧЕЛОВЕК И «БЕСКОНЕЧНАЯ ГАРМОНИЯ» В РАССКАЗЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ЛЮЦЕРН» Рассказ «Люцерн» написан от имени князя Нехлюдова, путешест- вующего по Европе. В основу рассказа положен действительный случай, описанный Толстым в дневнике. Таким образом, осмысление знакового для него события проходило в три этапа: реальное событие; запись в дневнике; художественный текст. Поэтому цель «Люцерна», вероятно, не сообщить о событии, а поделиться пониманием этого события. Начинается повествование с описания горного пейзажа, который наблюдает персонаж из окна гостиницы. Этот пейзаж вызывает у него неожиданное желание любви: «… красота этой воды, этих гор и этого неба в первое мгновение буквально ослепила и потрясла меня. Я по- чувствовал внутреннее беспокойство и потребность выразить как- нибудь избыток чего-то, вдруг переполнившего мою душу. Мне захо- телось в эту минуту обнять кого-нибудь, крепко обнять, защекотать, ущипнуть его, вообще сделать с ним и с собой что-нибудь необыкно- венное» [Толстой, 1983, 8]. Созерцание природы порождает в душе Нехлюдова необходимость коммуникации с другим человеком, выра- жающуюся жестами «объятие», «щекотка». «Смыслы “человеческая привязанность” и “любовь”, – как отмечает Г. Е. Крейдлин, – переда- ются в европейской культуре в основном губами и руками; ср. поце- луй, погладить, прикоснуться, обнять и др.» [Крейдлин, 2002, 95]. Не- обходимо отметить, что герою захотелось именно обнять кого-нибудь, а не поцеловать, так как поцелуй совершается на крайне близком рас- стоянии физически, а «психологически поцелуй может быть и интим- ным, и формальным социальным жестом» [Крейдлин, 2002, 470], в то время как объятие всегда предполагает как физически интимную дис-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=