ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

177 дывает образы, связанные с проявлением человеческой телесности. Дружба Клавдиньки с доктором-толстовцем показана писателем так: «Парень с девкою такой выдающейся у старухи сходятся, – что тут еще угадывать, чем они занимаются? ... я тетке Ефросинье Михайлов- не сказала, а она вспомнила, что у них мать была раскольница и <…> во всех книгах у дворника "девкой" писалась <…> думаем <…> Ежели это уже сделалось, то пусть погуляет, ее фигура милиатюрная, ничего не заметно будет, а мы тем часом ей жениха найдем"» [Лесков, 1989, 84]. Образ последовательницы учения Толстого, ставящей на второй план физические отношения между людьми, другими героинями восприни- мается в контексте телесного дискурса. При этом изображение телес- ного в повести стилистически снижено, что подчеркивается введением нелитературной лексики: просторечий («сходятся») вульгаризмов («девка»). Подобное сопряжение происходит и в повести «Зимний день». Интересна в этой связи вложенная в уста рассказчицы аллюзия на «Войну и мир» Толстого: «Я всегда очень любила чтение и тогда во всех отношениях была за Толстого. Его Наташа, например! Да разве это не прелесть? Это был мой идол и мое божество! И это так увлека- тельно, что я не заметила, где там излит этот весь его крайний реализм – про эти пеленки с детскими пятнами. Что же такое? Дети мараются. Без этого им нельзя, и это не производило на меня ничего отвратитель- ного, как на прочих» [Лесков, 1989, 7]. Телесный дискурс в повестях «Полунощники» и «Зимний день» представлен писателем в категориях телесного низа, что характерно для народной смеховой культуры. Тело предстает в произведении Лескова воплощением неофициальной сто- роны человеческой жизни, специфичную комичность которой писа- тель сопрягает с этической проповедью Толстого. Введение в повесть телесного дискурса связано и с актуализацией Лесковым наиболее проблемного для него аспекта толстовского учения. Писатель с трудом принимал толстовский взгляд на отношения полов, брака и семьи, что отразилось в том числе в письме к М. О. Меньшикову от 11 июня 1893 года: «Мне <…> «кривинкою» кажется то, что касается отношения полов – брака, чадорождения и проч., к сему подходящего. Здесь я чувствую какую-то резкую несогласимость с законами природы и с очевидною потребностью для множества душ явиться на земле и проявить себя в исполнении воли творца» [Туниманов, 1988, 185]. Повести Лескова «Полунощники» и «Зимний день» основаны на диалоге двух дискурсивных систем, собственно авторской и толстов- ской. Обращаясь к философско-этическому учению Толстого, Лесков в свойственной ему манере выбирает стратегию не точного воспроиз-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=