ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

175 ния чужой речи от форм ее контекстуального (диалогизующего) об- рамления <…> Путем соответствующих способов обрамления можно достигнуть очень существенных превращений точно приведенного чу- жого высказывания» [Бахтин, 1979, 151]. Итак, сосредоточимся на про- блемах функционирования толстовского дискурса в прозе Лескова и обратимся к анализу вершинных достижений писателя 1880–1890-х гг. – повестей «Полунощники» (1890) и «Зимний день» (1894). Повести «Полунощники» и «Зимний день», образующие своеоб- разную дилогию, близки в жанровом, композиционном и образном плане. Внимание Лескова сосредоточено на создании женских образов, в которых воплощаются основные идеи философско-этического уче- ния Толстого. Писатель создает образы молодых девушек, которые понимают необходимость физического труда, отрицают помощь бед- ным как способ преодоления неравенства, отвергают роскошь и свет- ские развлечения. Отметим, что выбор Лесковым женских образов для изображения практического осуществления учения Толстого является полемичным. Как известно, Толстой видел адресатом излагаемых им идей о нравственном совершенствовании мужчину, а предназначением женщины считал выполнение заложенных природой функций: «Не те женщины, которые заняты своими талиями, турнюрами, прическами и пленительностью для мужчин <…> и не те тоже, которые ходят на разные курсы и <…> стараются избавиться от рождения детей с тем, чтобы не препятствовать своему одурению, которое они называют раз- витием, а те женщины и матери, которые, имея возможность избавить- ся от рождения детей, прямо, сознательно подчиняются этому вечно- му, неизменному закону» [Толстой, 1998, 254]. Подобная точка зрения была чужда Лескову, что ярко отразилось в статье «Загробный свиде- тель за женщин», посвященной доказательству мысли о том, что «зо- лотой середины» «держатся девушки, желающие знаний и не пренеб- регающие никакими настоящими достоинствами своего пола» [Лесков, 1886, 280]. В повестях «Полунощники» и «Зимний день» Лесков про- должает развивать идею о необходимости для женщины всестороннего развития, создавая образы героинь, которые отвергают материнство и становятся последовательницами учения Толстого. В повестях писатель использует многочисленные толстовские ал- люзии, главным источником которых является трактат «Так что же нам делать?». Лесков бережно относится к цитируемому им толстов- скому тексту, однако «чужое» слово в повестях не остается в полной неприкосновенности, что связано с повествовательной организацией «Полунощников» и «Зимнего дня». Повести написаны в форме сказа

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=